Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Мир драгоценностей - Новейшее время - Ар Нуво

АР НУВО

Стремительное развитие техники и, как следствие этого, активизация промышленного производства с середины ХIХ века начинают существенно влиять на европейское прикладное искусство. Возникали крупные предприятия, вытеснявшие кустарное производство, на смену которому пришла массовая продукция. Произошедшие следом социальные перемены в обществе изменили состав "потребителей". Место традиционных заказчиков произведений искусства - монархов и родовой аристократии - отчасти заступила разбогатевшая буржуазия. В это же время новыми заказчиками выступают разнообразные салоны и музеи, которые не только покупают у художников их произведения, но и предоставляют возможность полнее знакомиться с художественным творчеством разных эпох и разных народов. Так, после нескольких десятилетий доминирования "подражательных" тенденций наступает период активных творческих поисков. Этот поиск не был объединен в рамках единого стиля и, как и большинство других современных ему и последовавших за ним течений, не получил достаточно широкой поддержки, не достигнув своей главной цели - повышения художественного уровня массовой продукции промышленного производства, и остался элитарным искусством.

Так, в Англии Джон Рёскин и Уильям Моррис, выступая против безликой и бездушной продукции машинного производства, ратуют за возврат к уникальным произведениям ремесленного изготовления. В то же время Анри ван де Вельде и Эмиль Галле, осуждая всякое копирование исторических стилей, стремятся к созданию нового современного стилевого направления, основанного на не осложненных историческими реминисценциями впечатлениях от мира природы. Этот опыт, первый в ХХ веке, назвали Ар Нуво - новое искусство. Каждая национальная школа создала свою версию Ар Нуво, так, в Германии он назывался Югендстиль, в Австрии - Сецессион, а в России - модерн.

Процесс обновления начинается около 1900 года, когда благодаря творчеству бельгийца А. ван де Вельде прикладное искусство выдвигается на одно из ведущих мест. К тому моменту французские художники-ювелиры уже экспонируют свои произведения в Парижском Салоне (с 1895 года).

Ювелирные украшенияв в стиле Ар Нуво, Франция

Одним из самых замечательных мастеров этого времени был Рене Лалик. Он довел технику литья до совершенства, возродил витражную эмаль, широко использовал в своих произведениях переливчатые эмали живых горячих цветов и жемчужины-монстры, или "барочные". Важнейшей заслугой художника стало переосмысление значения украшений для человека. Принципиальным был отказ от демонстрации благосостояния заказчика. Лалик создавал образы своего времени, подчёркивая и оттеняя характер и индивидуальность. Как ювелир Лалик прославился уже в начале своей творческой деятельности. Им были созданы оригинальные гребни из рога, декорированные цветочным орнаментом из золота и других драгоценных материалов, брошь в виде женской головки с развевающимися волосами. Из природных мотивов Лалик отдавал предпочтение простым формам; ирисы, садовый вьюн, ландыш. Оригинальность художника проявилась в любви к полудрагоценным камням, к тому времени вышедшим из моды.

В японском стиле работал А. Веве. Художник-коллекционер, располагавший великолепными образцами прикладного искусства Японии, он создал подвеску "Сильфида", в виде женщины-бабочки, крылья которой переливаются драгоценными камнями. Это одно из наиболее характерных ювелирных произведений Ар Нуво.

Идиллической трактовкой экзотических растений и насекомых отличаются работы ювелира Жоржа Фуке. Но настоящее признание Дому Фуке принесло сотрудничество его главы с художником Альфонсом Мухой. Одним из шедевров этого сотрудничества стал браслет "Змейка", изготовленный для знаменитой актрисы Сары Бернар.

В те же годы происходит становление американского ювелирного Дома Тиффани. Стиль его украшений основан на изысканном сочетании бриллиантов с платиной и белым золотом.

      Коммерческое направление тоже не стояло на месте. Роскошные украшения должны были вызывать у окружающих восхищение и уважение. Ювелиры откликнулись на это не только расширением старых фирм, таких как Картье и Фуке, но и появлением новых - Булгари, Каррера и Каррера.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.