Сделать стартовой  |  Добавить в избранное |  Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей

Навигация



» Коллекционный фарфор

Коллекционный фарфор

 

Фарфор - благороднейший и наиболее совер­шенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например, белизной не только на по­верхности, но и в изломе. Ему характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Фарфор представляет собой обожженную смесь различных сортов глины, покрытую просвечива­ющейся глазурью. Дважды обожженная фарфоро­вая масса, не покрытая глазурью, называется би­сквитным фарфором. Из него на некоторых фар­форовых заводах изготовляли мелкую пластику, медальоны, реже посуду.

Предметы из «Кабинетского» сервиза, 1795-1801 гг.,Фарфор, роспись над г лазурная, золочение

Предметы из «Юсуповского» сервиза, 1799 г.Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка

Предметы из «Арабескового» сервиза, 1784 г.Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Тарелка «Зимняя прогулка», Художник Ж. Свебах, 1816 г. Фарфор, роспись надглазурная

Ваза с египетской фигурой1820-е годы. Фарфор глазурованный, бисквит, мрамор, роспись надглазурная, ропись по бисквиту. Выc. 47,7 см

«Гербовый» (кобальтовый) сервиз 1861 г.Фарфор, роспись надглазурная и подглазурная

 Романовский сервиз. Художник, график Ливан Боссэ 1862 г. Фарфор, роспись надглазурная  Скульптура «Вакханка» Скульптор Август Шпис 1903 г.Фарфор, бисквит Выс. 44,3 см  Белые шахматные фигуры, из набора «Красные и белые». Скульптор Наталия Данько, 1922-1923 гг.Фарфор, роспись надглазурная  Шахматы «Руслан и Людмила». Скульптор, художник Эльвира Еропкина 1978-1981 гг. Фарфор, роспись надглазурная

 

Виды фарфора

В зависимости от состава фарфо­ровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид пред­ставлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два ис­ходных материала: каолин (чистая глина - туго­плавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим ос­новным веществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она твер­же. Твердый фарфор отличается крепостью, силь­ной сопротивляемостью жару и кислотам, водоне­проницаемостью, прозрачностью, раковистым из­ломом и чистым колокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганом Фри­дрихом Бетгером.

Мягкий фарфор (художественный или фриттовый) состоит преимущественно из смесей стекло­видных веществ, так называемых фритт, содер­жащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По исте­чении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину. В принципе, значит, речь идет о плавленом стекло­видном веществе с прибавкой глины.

Костяной фарфор был открыт в Англии. Там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фо­сфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку.

 

Украшения на фарфоре

Различают два прин­ципиально отличных вида декора: рельефный и роспись. Рельефный декор выполняется гравиро­ванием, перфорацией и налепливанием или на­клеиванием пластического материала. При этом изделие либо отливается в формах вместе с релье­фом, либо рельеф или же пластические части де­кора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве ручек и т. д.) формуются отдельно и потом накле­иваются. Роспись исполняется либо под глазурью (часто на китайском фарфоре), либо над ней. В первом случае способные вынести большой жар окислы металлов (кобальт, гематит) наносят непо­средственно на черепок и затем обжигают вместе с глазурью. Старейшая надглазурная техника — это роспись эмалевыми красками, палитра которых довольно ограничена.

 

Мейсен. Период Херольда и Кедлера (1720— около 1745)
Херольд ввел в Мейсене муфельные краски, которые имели низкую температуру плавления и богатую палитру. В 1722 году появи­лись красная, фиолетовая, коричневая, желтова­то-зеленая и серо-зеленая, желтая и голубая крас­ки, в 1725 году - позолота через огонь. До 1735 го­да посуда формовалась по дальневосточным образ­цам, потому и роспись фарфора выполнялась в ви­де так называемых «индийских цветов» - тер­мин, под которым понимаются также бамбуковые деревья, хризантемы и пионы, сосны, фантасти­ческие птицы и драконы. В дальневосточном сти­ле работали многие живописцы, в том числе и вы­дающийся А. Ф. Левенфинк (Мейсен, около 1730 года).

Чайник из фарфора работы Бётчера, роспись Йогана Грегора Геролдта, китайский мотив, Мейсен, 1724 г.

Ваза малинового цвета, в медальонах - китайский мотив. Мейсен. Примерно 1725-1730 гг.

Тарелка с гербом короля Саксонии и Польши. Мейсен. Примерно 1730 г.

Огюст ле Фор, король Польши и курфюрст Саксонии Модель скульптора Кендлера Примерно 1732 г.

Блюдо с изображением сценки в стиле Ватто. Мэйсен. Примерно 1745 г.

«Гербовый» (кобальтовый) сервиз 1861 г.Фарфор, роспись надглазурная и подглазурная

 Канделябр, поддерживаемый тремя головами слонов. Модель скульптора Кендлера. Июнь 1735 г. Обрамление из латуни, примерно 1737 г.Выc. 55 см  Нескромный арлекин Модель скульптора Кендлера 1740 г.  Блюдо из сервиза Лихтенштейна. Сделано с изображением животных во время охоты на них. Вена, королевская мануфактура, возглавляемая дю Пакье. 1735-1740 гг. Диам. 34 см  Супница. Модель сделана скульптором Кендлером. Вначале предназначалась для королевы. 1738 г.

 

Период рококо (около 1745 — 1774)
В росписи фарфора между 1740 и 1750годами происходит смена мотивов. Отделка по преимуществу ограни­чивается реалистическим изображением так на­зываемых «немецких цветов» и дополняющих их веток, фруктов, птиц и насекомых. Затем живо­писная манера стала более естественной и раско­ванной. Во второй половине XVIII века в Мейсене создаются мелкие фарфоровые произведения, рос­писи которых уделялось большое внимание.

Скульптурная группа «Весна». Модель скульптора Иоганна-Фридриха Люка. Мануфактура в Хёхсте .Апрель - июнь 1758 г.

Настенный светильник из фаянса. Мануфактура в Хёхсте. Относится к периоду творчества Адама-Фридриха фон Лёвенфинка. Примерно 1746-1 747 гг.

Кувшин с блюдом. Роспись, предположительно, Иоганна Зехингера, Мануфактура в Хёхсте. Примерно 1750-1755 гг.

Влюбленная пара, скульптура-подсвечник Модель Симона Файльнера Фюрстенберг. Примерно 1760 г.

Блюдо с изображением сценки в стиле Ватто. Мэйсен. Примерно 1745 г.

Ваза с крышкой. Роспись К. Ж.Алберта, мотив с птицами. Фюрстенберг. Примерно 1765 г.Выc. 37,5 см

 Ваза с крышкой с отверстиями, используемая как курильница для благовоний. Декорирована Риделем. Людвигсбург. Примерно 1765 г. Выc. 57,5 см  Чайник, декорированный жанровыми сценками, обрамление - позолоченное серебро Роспись Иоганне-Хайнриха Айзентрегера Кассель. Примерно 1770 г.  Кофейник с жанровой сценой в медальоне, цвет - светло-коричневый. Росписан предположительно Фридрихом Дёлль по гравюре Вейротера. Фолькштад. Примерно 1765-1770 гг.  Чаша для бритья Роспись Дресселя Лимбах, 1778 г.

 

Период Марколини (1774-1814)
Начиная с восьмидесятых годов, меняются формы посуды. Под воздействием античного искусства они стано­вятся более простыми и строгими. В декоре тоже происходит перемена. По севрскому образцу при­мерно с 1782 года стали закрашивать весь корпус чашек, за исключением медальонов, оставляв­шихся для росписи, так называемой «королев­ской синей» краской. Видовая живопись, симво­лические изображения и миниатюры исполня­лись разноцветными красками или же одной только серой. Одним из самых известных живо­писцев этого времени был И. Г. Лениг. Этим кон­чается эпоха Мейсенской фарфоровой мануфакту­ры. Изделия XIX века далеко не соответствуют из­делиям того времени, когда в Мейсене состяза­лись Херольд с Кендером - застрельщики живо­писи на фарфоре и пластике, создавшие уникаль­ные вещи. Из-за недостатка творческой изобрета­тельности и по коммерческим причинам в начале XIX века часто производили новые отливки со старых моделей.

 

Венсен — Севр
ВВенсене фарфоровая ману­фактура была основана в 1745 году. И находилась в ведении синдиката, во главе которого стоял Орри де Фюльви. Он сумел заручиться не только не­обходимыми привилегиями, но и финансовой поддержкой короля, который сам в 1753 году сде­лался пайщиком концерна. С этого времени ма­нуфактура называлась «Королевская мануфакту­ра французского фарфора». Место умершего Фюльви занял талантливый химик Жан Элло. Мастерские росписи и золочения были отданы в управление Башелье, тому, кто стал подлинным творцом французского фарфора. В производстве преобладала посуда из мягкого фарфора, ее про­ектировал королевский ювелир Дюплесси. По форме она часто напоминала металлические изде­лия, что было скорее своеобразно, чем красиво. В декоре большое внимание уделялось краскам фо­на. Широко использовалась интенсивная подглазурная «королевская синяя», изобретенная Ж. Элло в 1794 году. С 1752 года типичной для Венсена стала бирюзового цвета надглазурная крас­ка. На цветных фонах оставляли незакрашенное пространство для декора из пестрых цветов и птиц, фигур и пейзажей.

В 1756 году мануфактуру перевели из Венсена в Севр, где выделывали тоже мягкий фарфор. Производство настоящего, твердого фарфора на­чалось в 1769 году с открытия в Лиможе залежей каолина. Однако полностью на производство твер­дого фарфора перешли лишь после реорганизации завода в 1800году. При переводе мануфактуры венсенский персонал целиком перешел на работу в Севр. В 1759 году король принял на себя всю фи­нансовую ответственность за мануфактуру, рассчитав других пайщиков и оставшись единствен­ным владельцем.

Художественным руководителем предприя­тия стал Башелье, руководителем отдела фигур­ной пластики - Этьенн Фальконе, а руководите­лем прочих модельных мастерских - Дюплесси. Выпускались обеденные, кофейные, чайные и шо­коладные сервизы, чайные коробочки и табакер­ки, чашки, настольные украшения и корзинки для фруктов, шкатулки для драгоценностей и швейные баночки, умывальные приборы, чер­нильницы, корпусы часов, вазы и подсвечники. Декоративные элементы отличались от прежних лишь тем, что у них была богаче красочная шка­ла. Помимо уже упомянутых фоновых красок по­явился красивый чисто розовый фон, называемый «розовый помпадур», без сомнения, тоже изобре­тенный Элло. После смерти Элло (1766) такие ве­щи больше не выпускали. Эффект этих замеча­тельных красочных фонов усиливался посредст­вом позолоты и разноцветной росписи в незакрашенных полях. Что касается золоченых узоров, то изобретательный дар был здесь неистощим. К числу же самых любимых узоров принадлежали «глаз куропатки» (зеленые или синие точечки на белом фоне одновременно с маленькими золотыми точками), тонко позолоченные сетчатые и «червчатые» узоры или круги из золоченых цветков. Позолота иногда набавлена, иногда снова выгла­жена агатом, что изменяет ее оттенки. В полях скомпонованы пестро раскрашенные цветы, пти­цы, группы, пасторальные и галантные сцены, виды гаваней и мифологические или военные сю­жеты. Пейзажи иногда исполнены в одном цвете.

Мягкий севрский фарфор представляет лишь коллекционерский интерес.

 

Россия. Петербург
Мануфактура была основа­на в 1744 году императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше созданию фар­форового производства в Вене и Венеции. Однако в России он проработал только до 1748 года. Упра­вителем после него в 1748-1751 годах был Дмит­рий Виноградов, которому удалось получить весь­ма удовлетворительный фарфор. На его место пришел директор Русского монетного двора И. Шлантер, а позднее - И. Г. Мюллер из Саксонии. Продукция первого периода (примерно до 1760 го­да) ограничивалась мелкими изделиями, как пра­вило, мейсенского образца. С царствованием Ека­терины Великой (с 1762 г.), которая с художест­венными целями приглашает иностранных моде­льеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Влияние французской культуры сказалось и на фарфоро­вом производстве: формах и благородных декорах роскошной столовой посуды. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого клас­сицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончатель­но теряется, изделия принимают ярко выражен­ный французский характер. За несколько упадоч­ной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако, в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.

 

Гарднер-Вербилки
С царской мануфактурой состязался качеством товара частный фарфоро­вый завод англичанина Френсиса Гарднера, осно­ванный в 1754 году в Вербилках под Москвой. В 1780 году его перевели в Тверь, а в 1891 году он перешел во владение М. С. Кузнецова. Завод рас­полагал весьма обширной продукцией, в том чис­ле изготовленной и для двора. Выпускалась столо­вая посуда с росписью преимущественно серо-зе­леным и светло-зеленым тоном в различном соче­тании с красным или светло-желтым.

Из прочих фарфоровых заводов России до­стойны упоминания Корецкий в Волынской гу­бернии, где управителем был живописец Меро из Севра, и, возникший в 1311году в Горбунове под Москвой, завод Попова.

 

Гжель
В этой старинной подмосковной волос­ти, известной еще с XIV века, издавна сложились условия для возникновения гончарного ремесла: скудность плодородных земель, обилие лесов и не­больших речек, близость Москвы, как рынка сбы­та, наличие высококачественных глин. Сущест­венный скачок в развитии керамического произ­водства Гжели произошел во II половине XVIII ве­ка и был связан с деятельностью первой русской керамической фабрики московского купца Афа­насия Гребенщикова.

Ассортимент гжельской майолики был разно­образен: столовые сервизы, декоративные блюда, миски, кувшины.

Необычной была форма высоких сосудов с дисковидным туловом - кумчанов.

Большое место занимала малая пластика: сценки из крестьянского и городского быта; крес­тьянка,  везущая ребенка в санках; дерущиеся муж и жена; жена, стаскивающая с мужа сапоги; франт на дрожках; солдат в треуголке; поп, слу­жащий обедню.

Гжельская пластика покоряет непосредствен­ностью, леностью замысла, искренностью в пере­даче образа.

В конце XVIII века наметился упадок керами­ческого производства Гжели. Причиной этому стал английский фаянс с белым тонким плотным черепком, декорированный пышными печатными рисунками, который стоил дешевле и ввозился в больших количествах в Россию.

В начале XIX века в Гжели был налажен вы­пуск полуфаянса, который являлся переходным от майолики к фарфору и тонкому фаянсу. Полу­фаянс украшался синей полуглазурной росписью растительного или геометрического характера.

В XIX веке в Гжели наряду с полуфаянсом ос­воили производство тонкого фаянса и фарфора, выпуском которого занимались как многочислен­ные мелкие крестьянские заводы, так и крупные предприятия русских купцов: Барминых, Терехо­вых, Киселевых, братьев Кузнецовых. Особенно прославилась продукция мелких фабрик Храпунова, Новых, Тулиных, Жадиных, Мордашовых.

Гжельский фарфор XIX века многоцветен, в его декоре широко применялась надглазурная и подглазурная кистевая роспись, графическая рос­пись пером, золотом, люстрами.

Характеристика гжельского фарфора XIX ве­ка будет неполной, если не коснуться творчества мастеров фарфоровой статуэтки. Решенные в реа­листической манере, дополненные яркой много­цветной росписью, фигурки впечатляют точнос­тью характеристик персонажей, злободневностью тематики, наличием сюжетов.

Как правило, искусство фарфоровой статуэтки безымянно, но известность ее удивительна.

В конце XIX века Гжель переживала период упадка. В керамической отрасли страны все боль­шие позиции завоевывают крупные фирмы: Кор­ниловых в Петербурге, Кузнецовых в Твери, Будах в Риге. Не выдерживая конкуренции, в Гжели закрываются заводы Гарднера, Попова, Ауэрбаха.

На рубеже XX века в Гжели были ликвидиро­ваны почти все заводы.

Кувшин 1850 г

Квасник. Последняя треть XVIII в

Блюдо декоративное «Птица» Последняя треть XVIII в.

Кумган. Вторая четверть XIX в

Ваза. Художник Н. И. Вессарабова. 1946 г.

Супник. Начало 19 в.

 Кувшин с крышкой. Художники Л. Г. Голощекова, Т. С. Дунашова. 1946 г.  Кружка с витой ручкой Художник Л. П. Азарова 1959 г.  Кружка с витой ручкой Художник Л. П.Азарова 1959 г.  Вазочка. Художники Н. И. Бессарабова, Т. С. Дунашова. 1946 г.

Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 


Тайные знания



Главная страница  |  Полезные ссылки |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.