Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Русская лаковая миниатюра

Русская лаковая миниатюра

Искусство лаковой живописи родилось на Востоке, в Японии и Китае, еще в глубокой древности. Легкость и прочность материала, высокое качество лака, совершенство живописных форм, отточенных веками, превращали восточные лаки в настоящие художественные ценности. В средневековье искусство росписи лаковой поверхности проникло в Персию, а в начале XVIII века — в Европу. В это время приобретают известность французские лаки, особенно фирма братьев Мартэн, шотландские лаки. В Германии в 1763 году в Брауншвейге открывается фабрика лаковых изделий Штобвассера, разработавшая технологию производства высокого качества лаковых изделий.


Русская лаковая миниатюра XIв. - иллюстрации

Изготовление первых лаковых изделий в России относится к началу XVIII века. При декоративном оформлении "Китайского кабинета" дворца Монплезир в Петергофе (1716-1722) было использовано 94 лаковых панно, выполненных русскими мастерами-иконописцами в китайском стиле. В середине - конце XVIII века появилось большое число лаковых табакерок из папье-маше. Роспись, украшающая их поверхность, превратила эти изделия в настоящую драгоценность. Живопись обычно представляет собой аллегорические и пасторальные сцены, либо композиции из цветочных гирлянд и букетов и сохраняет прихотливое изящество мотивов рококо или стройную ясность и непосредственность ранней классики.

Во второй половине XVIII века появляются табакерки, украшенные металлическими чеканными медальонами с портретами Петра I, Екатерины II или медалями, выбитыми в честь каких-либо важных событий. Искусство художников-миниатюристов как художественное явление формировалось под воздействием русской живописи XVIII—XIX веков, в то же время художники, создавшие лаковые изделия, были плоть от плоти народа и привносили в свое творчество ярко декоративную народную традицию.

Массовое производство лаковых изделий в России начинается в конце XVIII века, и честь основания этого дела принадлежит московскому купцу П. И. Коробову, имевшему под Москвой фабрику по изготовлению лаковых козырьков для русской армии. В 1795 году он пригласил из Германии нескольких брауншвейгских мастеров, с помощью которых наладил на этой фабрике производство лаковых табакерок, обучил росписи по лаку местных мастеров из ближайших сел, многие из них были талантливыми крепостными художниками.

Процесс изготовления лаков очень сложен и трудоемок, требует множества операций. Первая стадия обработки еще не родившегося изделия называется "опиловкой", при которой ленты картона или бумаги намазываются клеем и наматываются на деревянную форму. Два-три раза их закладывают в ручной деревянный пресс, где они плотно сжимаются. Прессованный картон, принявший форму основания изделия, просушивается в печи, затем к нему добавляются остальные части - крышка и дно. Все вместе погружают на пропитку в котел с маслом, после чего вновь высушивают в печи. В результате картон приобретает прочность высших сортов сухого дерева, и заготовка свободно пилится, строгается, обрабатывается на токарном станке. После опиловки изделие покрывается грунтом из глины с сажей, замешанной на олифе, шлифуется пемзой и покрывается многократно черным и светлым лаком, каждый раз при этом просушиваясь в печи. Затем изделие покрывается лаком, просушивается и полируется вручную.

Интересным видом коробовской продукции были недорогие табакерки, покрытые светлым лаком. На их крышки наклеивались бумажные картинки-гравюры с изображением важнейших событий того времени: эпизоды Отечественной войны 1812 года, военные действия против турок 1828-1829 годов. Это была своеобразная народная газета, в которой находили отклики все злободневные события. О том, что эти табакерки высоко ценились и бережно сохранялись, свидетельствует крышка от табакерки с живописным изображением пожара Москвы и приведенными там же словами: "Огонь сей будет в роды родов освещать лютость Наполеона и славу России". Выполненная, видимо, во втором десятилетии XIX века, табакерка не сохранилась полностью, но крышка была вставлена в бронзовую рамку и продолжала служить как настенный медальон.

Широкий отклик получила и война с турками. Поэтому на табакерках появляются то изображение сцены морской баталии: "Сожжение турецкого флота в Наварине", то карта военных действий, то изображение славного соотечественника с надписью: "Под крепостью Варною капитан Павлов отнимает 5 знамен 1826 года 19 августа".

Дело Коробова продолжил его зять П. Лукутин, который не только усовершенствовал и расширил производство таковых изделий, но сумел добиться такого высокого качества миниатюры, что она стала ярким художественным явлением в русском искусстве. Изделия же фабрики на протяжении всего XIX века назывались лукутинскими. В 1828 году П. Лукутин получил право клеймить их изображением государственного герба. С этого времени на внутренней стороне крышек лукутинских табакерок, коробок, портсигаров обычно золотой краской по красному фону изображался двуглавый орел и инициалы или фамилия владельца - "ФПЛ", "фабрика П. и А. Лукутиных" и т. д.

1830-е годы были периодом становления лукутинской миниатюры, разработки различных техник и способов оформления. В эти годы появились изделия, выполненные в технике цировки, при которой изделие обертывается металлической пластиной (фольгой), покрывается черным или другим темным лаком, а затем по нему резцом процарапываются различные орнаментальные узоры, открывая глазу золотистую линию металлической основы.

Живописные миниатюры, которыми оформляются в основном все изделия, пишутся маслом в технике многослойного письма, обычно в три-четыре слоя. Каждый слой покрывался лаком и просушивался. Выполнялась роспись двумя способами: "по-плотному" и "по-сквозному". Первый производился непрозрачными корпусными красками. Эта техника обеспечивала прочность красочного слоя и давала значительный простор для колористического решения, способствуя развитию цветовой гаммы. Способ "по-сквозному" выполнялся прозрачными лессировочными красками.

Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, что давало возможность чередовать глубокие насыщенные тона с нежными и мягкими, а плотные - с прозрачными. В этой манере выполняется абсолютное большинство миниатюр лукутинской фабрики. В то же время не ослабевает интерес к историческому прошлому России и на фабрике расписывается значительное число миниатюр с портретами Петра I, А. В. Суворова, блистательного сподвижника Петра I - Якова Долгорукова, спасшегося из шведского плена и угнавшего вражеский фрегат. Получили распространение также коробочки, табакерки и шкатулки с видами двух российских столиц. Такова живопись на шкатулке для сигар, на крышке которой выполнено изображение Московского Кремля. Не менее популярны были виды Петербурга. На одной из табакерок представлена сценка, изображающая катания с ледяных гор на масленицу, устроенные в Петербурге на Невском проспекте. Она очень декоративна, хотя в ней нет еще богатства полной лукутинской палитры, и напоминает цветную литографию. Сложность техники и мастерство художника проявляются и в другой работе - миниатюре, изображающей вид на Каменноостровский дворец в Петербурге. Роспись подражает технике мозаики, где вся красочная поверхность выполнена маленькими точечными мазками, имитирующими кусочек смальты, из которой складывалась мозаика. Много архитектурных пейзажей использовались при копировании с картин зарубежных художников. Копией с картины неизвестного голландского художника является пейзаж, выполненный на большом подносе в коричнево-золотистой гамме с мягкими переходами тонов корпусного письма. В отличие от него живопись на миниатюрной табакерке с видом на Дворец дожей в Венеции выполнена тончайшими лессировками по перламутровой подкладке, придающими краскам яркость и прозрачность.

Расцвет лукутинской миниатюры падает на 40-50-е годы XIX века, когда она отличается особым богатством орнаментальных форм, тонкостью живописных решений, прочной связью живописи с черным фоном, с формой и назначением самого предмета. Золотистым орнаментом изящных арабесок по теневому размытому фону, подражающему перламутровому мерцанию серовато-жемчужных, розовато-коричневых тонов, завершено декоративное решение на группе табакерок и шкатулок этого времени. Оно тонко сочетается то с живописными миниатюрами женских портретов, то с прекрасно выписанной сценой крестьянских посиделок. Иногда в декоративном оформлении изделий применялись вставки из фарфора, расписанного на мифологические сюжеты. Делались попытки изготовления изделий с рельефным изображением, которое также расписывалось. Фигуры, вылепленные в рельефе, получались более объемными, приобретали легкую округлость и мягкость силуэта.

Долгие творческие поиски, повышение мастерства художников, многие из которых отправлялись учиться в Строгановское училище или кончали рисовальную школу, созданную Лукутиным при фабрике, позволили создать свои неповторимые традиции живописного промысла. В этот период продолжает создаваться большое число копий с оригиналов русских и западных художников, в основном в плане бытового жанра. Однако это было не просто копирование, а творческая переработка сюжетов с сокращением числа персонажей, отдельных деталей и упрощением композиции, с явной тенденцией к устойчивым симметричным акцентам, которые близки народной традиции. Это была и сложная переработка, так как она заключала в себе создание принципиально новой декоративной миниатюры, неразрывно связанной с самим изделием. Широко использовался сюжет французского художника П. Русселя "Бабушкины сказки". То на шкатулках, то на табакерках появляется эта полюбившаяся мастерам сцена. На миниатюрных табакерках она носит камерный характер, а на большой чайнице приобретает торжественное звучание, так как вписана в сложную форму. Сравнение в различных вариантах этого сюжета раскрывает процесс работы художника-миниатюриста, дает возможность почувствовать то мастерство и умение, с которым он создавал и изменял свои декоративные композиции.

Маленькая изящная миниатюра украшает овальную табакерку, расписанную под черепаху. На крышке ее — копия с оригинала художника Индейцева с изображением вида на Московский Кремль и Большой Каменный мост. Плавные мягкие контуры кремлевских башен насыщают легкими вертикалями всю миниатюру, наполняя ее спокойными строгими ритмами. Сдержанной красотой проникнута живопись в миниатюрах "Отдых во время сенокоса", "Перевоз сена в лодке", "Уличный торговец", в которых отразился значительный интерес к народной жизни. Одной из лучших является миниатюра на круглой табакерке с изображением солдата с ребенком. Обе фигуры исполнены росписью "по-плотному" в серовато-коричневой гамме, овеяны мягким лиризмом и грустью. Неоднократно прорабатывалась тема крестьянской пляски, использованная с оригинала П. Русселя "Вечер", так полюбившаяся мастерам и трактуемая ими в характере народного искусства.

Одной из излюбленных тем в 1860-х годах становится изображение чаепития. Чаепитие издавна известно в различных видах народного искусства как один из важнейших обрядовых сюжетов. Неоднократно повторенное в лукутинской миниатюре оно также становится ведущей темой в сценах из жизни и быта народа. Один из его вариантов выполнен на коробочке-спичечнице, изготовленной в начале 1860-х годов. Строго уравновешенная симметричная композиция с сидящими друг против друга статичными фигурами двух крестьян насыщена спокойствием. Черный фон создает глубину и объемность фигур, подчеркивает пространственную выразительность красочной гаммы, в которой использованы тончайшие лессировки письма "по-сквозному".

Во второй половине XIX века появились и несколько десятилетий были традиционными не только сцены чаепития, но и другие сюжеты, взятые из народной жизни. Излюбленные из них: тройки зимние, летние, то веселые и озорные, то торжественно спокойные, но всегда яркие, со звонко звучащим колоритом, подчеркивающим экспрессию движения.

В 1880-1890 годах фабрика Лукутина продолжает выделывать изделия традиционного плана, миниатюра на подносе с оригинала А. Трутовского - иллюстрация к басне И. А. Крылова "Кот и повар". Тонкостью живописи отличается жанровая сценка, выполненная на обложке меню званного обеда 1890 года: купец и приказчик, играющие в шашки. Строгой и спокойной композиции соответствует утонченность колористических оттенков и мягкость цветовой гаммы миниатюры.

К концу XIX века лукутинская миниатюра постепенно приходит в упадок. Снижается мастерство рисунка, появляется много аляповатых сочетаний цвета, на смену мастерству приходит ремесленничество. В 1904 году фабрика закрывается.

В 1910 году в Федоскино была создана артель, объединившая многих лукутинских художников-живописцев по лаку. Их усилиями был сохранен промысел, получивший широкое признание как в России, так и во многих странах мира.

На протяжении всего XIX столетия в России существовали и другие предприятия, изготовлявшие лаковую миниатюру. Крупнейшим конкурентом лукутинских лаков была продукция фабрики Вишняковых, бывших крепостных, откупившихся на свободу. В начале XIX века они основали в Подмосковье, недалеко от лукутинской фабрики, предприятие, которое позднее имело свое отделение в Москве. Вишняковские лаки, как и лукутинские, просуществовали до конца XIX века. Однако они уступали последним и по качеству лака, и по тонкости художественного оформления.

Одной из ранних работ фабрики Вишнякова является коробочка с изображением на крышке деревенского пейзажа с незатейливой живописью, изображающей крестьянские домики. Боковые стенки шкатулки окрашены в зеленый цвет, имитируя малахит. Малахит, уральский поделочный камень, был очень моден в первой половине XIX века. Им украшали мебель, осветительные приборы, из него делали письменные приборы и туалетные коробочки. Тонкая имитация под малахит превращает эту коробочку в драгоценное изделие, отдающее дань требованиям моды и стиля. В вишняковских лаках чувствуется значительно большая близость к народным традициям крестьянской живописи, к народному вкусу. Удовлетворяли они в основном средние городские зажиточные крестьянские слои, поэтому в них очень сильно сказывается народное восприятие и видение мира. Это можно проследить на примере пластины "Зимняя тройка". В ней во многом проглядывает влияние лукутинских миниатюр. Однако живописная манера, простота и лаконизм композиции, предельная ясность и колористическая гамма, построенная на сочетании немногих локальных тонов, свидетельствуют о силе народной традиции, о самостоятельном художественном языке вишняковских художников-миниатюристов.

Так же, как и на фабрике Лукутина, у Вишняковых особенно любимыми были сцены троек и чаепитий. Повторенные множество раз варианты этих популярных сюжетов хотя бы небольшими деталями, но отличались друг от друга. Сравнение их позволяет раскрыть процесс работы народных мастеров, дает возможность почувствовать легкость, с которой создавались, менялись, варьировались эти декоративные композиции. Тройки, чаепития, сцены из народной жизни не сходят с изделий Вишнякова на протяжении всей второй половины XIX века. О популярности их свидетельствуют награды - медали всероссийских и международных выставок, которые получили вишняковские лаки. Изображение этих медалей Вишняков, как правило, ставил на внутренней стороне крышек своих изделий.

В начале XIX столетия мастерские, небольшие предприятия лакированного дела появляются в разных городах и местностях России. В Москве одной из наиболее известных была фабрика А.И. Аустена. В коллекции Государственного Исторического музея хранится несколько шкатулок и табакерок с клеймами фирмы А. Аустена. Среди них особенно интересны две шкатулки. Живопись первой шкатулки выполнена на черном фоне по китайским мотивам и отличается сдержанной цветовой гаммой с преобладанием золотисто-коричневых тонов. Отличительной особенностью этой декоративной композиции является то, что фигуры людей, птиц становятся орнаментальными элементами, вплетенными в общее декоративное решение. Этому же способствует и некоторая статичность и плоскость фигур. Жанровая сценка с изображением пляски на другой шкатулке отличается более профессиональным рисунком, живостью и характерностью поз пляшущих крестьян.

К середине XIX века район Подмосковья стал подлинным центром русских художественных лаков. Фабрика Лукутина играла в нем ведущую роль, к ней примыкало вишняковское предприятие. Вокруг них родилось много мелких мастерских, где работали талантливые народные художники. Одним из них было заведение Н. Ножевщикова. Отмеченные его клеймом несколько предметов выделяются орнаментацией, в которой используется инкрустация металлической проволокой и перламутром. Незатейливые композиции, выполненные в такой технике, перекликаются с аналогичным декором в работах фабрики Вишнякова.

В Петербурге в первой половине XIX века наиболее известными предприятиями лакированного дела были мастерские Мартина Боля и Воленшнейдера.

Во второй половине XIX века интерес к лаковым изделиям сохранился. Их декоративные решения становятся более сложными и насыщенными. Шкатулка, выполненная в 1880-х годах неизвестным петербургским мастером, отличается сложнофигурной формой с выступами и многоступенчатыми рельефами. Большие размеры шкатулки диктуют отказ от камерности миниатюры, связанной с маленькими изделиями. Декоративное решение строится на звучности крупных цветовых пятен, игра которых подчеркивается волнистой поверхностью шкатулки. Мастерски выполненная роспись по перламутру использует его переливы и прекрасно сочетается с блеском черного лакового фона. Архитектоника изделия с ее сложными объемами превращает его в предмет интерьера. Подобная орнаментация лаковых изделий в сочетании с инкрустацией перламутром встречается в эти годы и на предметах мебели: стульях, столиках.

Великая Октябрьская социалистическая революция добавила еще один этап в истории развития художественного промысла лаковой миниатюры. Детищем ее стали новые центры лаковой росписи: Палех, Мстера и Холуи. Возродился и наполнился новым содержанием старинный промысел бывшей лукутинской миниатюры в селе Федоскино. Пройдя сложный путь становления и творческих поисков, современное Федоскино выработало свой новый художественный стиль. Этот стиль раскрывается прежде всего в новом содержании, ярком, насыщенном колорите, углублении реалистического восприятия.

Героику гражданской войны отражает работа художника В.Д. Антонова "Проходит кавалерия" (1972). Используя традиционную манеру многослойного письма "по-плотному", он добивается тончайших цветовых эффектов в плавных тональных переходах. Роспись другой шкатулки автор посвящает сцене из сказки "Конек-горбунок". Сказочность сюжета он подчеркивает ярким блеском красок, положенных лессировками в манере "по-сквозному" на подложный фон.

Легкой грустью и лиричностью проникнуты пейзажи, выполненные Ю.В. Карапаевым. Этого художника по праву можно назвать певцом русской природы, мастером, который умеет извлекать из росписей по перламутру удивительные декоративные эффекты.

Заслуженного художника РСФСР М. С. Чижова особенно привлекают пейзажи Подмосковья, окружающие его родное Федоскино. Неоднократно возвращаясь к этой теме, автор каждый раз умеет найти в ней новые краски, новые варианты, новые средства декоративной миниатюры, чтобы передать поэтическое ощущение жизни.

Работы современного Федоскино свидетельствуют о высоком искусстве мастеров этого прославленного промысла, о сохранении традиций большой национальной культуры.

Такие центры, как Палех, Мстера и Холуи возникли на месте старинных иконописных промыслов Ивановской и Владимирской областей. Они создали новое искусство, насытив его новым содержанием и образами, используя традиционную технику темперной живописи, соединив ее с технологией изготовления папье-маше.

В 1924 году в старинном ивановском селе Палех семь бывших художников-иконописцев организовали "Палехскую артель древней живописи", дав начало современному Палеху. В создании новой живописи Палех исходил из старой художественной традиции, сложившейся к XVIII веку. В основании системы декора, тесно связанного в единое целое с формой, очень помогало палешанам присущее им народное чувство материала. Быстрому успеху Палеха способствовали свобода и радость творчества, когда каждый художник получал возможность воплощения своего замысла, раскрытия особенностей своего таланта.

Постепенно был создан своеобразный художественный язык Палеха, где действительность причудливо соединяется с фантастикой; увиденные художником в натуре зеленые луга, хлебные нивы, иссиня-черные ручьи и реки изображаются с особой пластичностью, уживаются рядом с фантастическими травами, сказочными птицами, зверями, диковинными палатами. Эта иносказательность, близкая мышлению крестьянских художников, расписавших предметы народного быта, стала одной из своеобразных черт палехской миниатюры.

Одним из основателей и создателей стиля Палеха был И. И. Голиков — выдающийся художник (1886-1937). Его по праву называют вождем Палеха. Произведения И. И. Голикова пронизаны страстным чувством жизни, бурным движением, эмоциональным напряжением. Одна из работ Голикова изображает выступление Степана Разина перед голытьбой. Страстность революционной идеи, неудержимое стремительное действо выражено у Голикова не только острой композицией, динамикой поз, но и колоритом, сильными, звучными красками, контрастным соотношением цветов. Красный, полыхающий цвет рубахи Разина, яркое соцветие одежд людей, стоящих вокруг, приобретают живописную декоративность, отражающую образ символического значения.

Фольклорность образов, песенная напевность и мягкая лиричность отличают многие произведения палехской миниатюры. Плавные текучие линии, пластичные образы, нежная певучая гармония красок свойственны работам лучших художников-палешан И. Маркичева, А. Котухина, А. Дыдыкина, И. Вакурова, И. Зубкова.

Мотивы творчества палешан созвучны современности: в них нашли отражение излюбленные сюжеты крестьянского труда, тема коллективизации деревни, социалистического строительства, иллюстрации к произведениям русской и советской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фадеева, А.М. Горькова. Связь с литературным текстом, с русской народной сказкой, былиной, песней, обращение к темам далекой и славной истории нашей Родины помогают палехским миниатюристам создавать образы глубокого содержания, проникнутые большим жизненным чувством.

Современные палехские художники обогащают творческое наследие своего знаменитого промысла, решая новые художественные задачи. Вслед за палехом на путь лаковой миниатюры встали Мстера и Холуи, и каждый промысел выработал свою самостоятельную художественную манеру. У художников Мстеры это определялось в первую очередь своими местными иконописными традициями, сложившимися под влиянием новгородских и строгановских писем. Лаковые росписи Мстеры носят реалистический характер, отличаются особым пониманием живописного производства. Им свойственна утонченная культура колорита, в которой черное выступает как цвет, а не как фон в палехской миниатюре.

Миниатюра Холуев - также яркая, реалистическая. Она выделяется своеобразным языком художественных средств, форма и глубина в ней строятся на живописном соотношении цвета.

В арсенале их художников - сочный колорит, крепкий графический рисунок, черный цвет фона, формирующий пространство.

Живая сила российских лаковых промыслов - в их народности, постоянном развитии старых традиций национальной русской культуры, в творческих поисках, плодотворном и всестороннем развитии всех видов и форм этого прекрасного искусства.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.