Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Мир драгоценностей - Украшения Востока - Индия

ИНДИЯ

Индийские произведения декоративного искусства известны значительно меньше великолепных архитектурных памятников. Индия искони была раздроблена на множество самостоятельных государств. В то время как в одних искусства процветали, в других они переживало упадок. Количество людей, способных приобретать дорогие произведения искусства, была ничтожно мало - это раджи и богатейшая знать. На протяжении почти всей истории Индия находилась в зависимости от иноземных завоевателей, но несмотря на это, она сумела сохранить самобытность своей художественной культуры. Её искусство тесно связано с основными религиями - индуизмом и буддизмом. Соответственно, принято выделять два особенно ярких периода: классический (IV - VI вв.) - династия Гуптов и мусульманский (ХIV - ХVII вв.) - эпоха правления Великих Моголов.


Украшения из драгоценых камней и металлов (Индия 16-19 вв.)

Не только женщины, но и мужчины Индии носили очень много украшений. Самые ранние памятники индийского ювелирного искусства относятся к древней цивилизации бассейна реки Инда. Здесь в городе Мохенджо-Даро были найдены золотые с жемчугом ожерелья и браслеты, свидетельствующие о замечательном мастерстве местных ремесленников-ювелиров, работавших как по золоту так и по серебру. Особенный интерес представляют комплекты изделий, декорировавшие статуи богинь. Это и пояса, и крупные ожерелья, и огромные серьги, и украшения для волос.

Веды (Х - V вв. до н. э.) и великие эпические поэмы эпохи Маурьев рассказывают, что наряду с украшениями из драгоценных металлов изготовляли и посуду. Однако в последующие времена индийцы оказались не чужды иных влияний. Так, обнаруженные в Таксиле (Гандхара) украшения демонстрируют сильное влияние греков. При их изготовлении использованы все техники, бытовавшие тогда в Средиземноморье: насечка, чеканка, филигрань, инкрустация, перегородчатая эмаль. Индийские мастера охотно применяли инкрустацию из полудрагоценных, а позднее и драгоценных камней. Известны также ожерелья и серьги целиком сделанные из золота и жемчуга.

В Индии нередко носили одновременно несколько ожерелий. Иногда (во II в. и более поздние эпохи) богатые украшения были исключительным убранством статуй.

Особенной любовью пользовались ювелирные пояса. Также очень распространены были браслеты для ног и для рук, диадемы и витые украшения для волос, выполненные из золота и жемчуга.

Наиболее характерными для традиционного индийского ювелирного искусства считаются золотые украшения, найденные в Сутукени (г. Пондишери). Среди них - пряжка для волос, золотая бусина, застежка ожерелья, браслеты, цветы и бутоны лотосы, сделанные из золотых пластин.

Высоким мастерством отличается и культовая утварь. Например, реликварий III в. из Бимакрана в виде браслета с фигурой Будды и другими изображениями род арками.

Фрески Аджанты свидетельствуют о том, что и позже украшения не потеряли своего значения. Ими буквально увешивалась вся фигура человека: на голове - тиары или диадемы, на шее - ожерелья нескольких типов, в ушах - огромные серьги, талии перехвачены жемчужными поясами, на руках и ногах - браслеты, пальцы унизаны перстнями. Об изделиях эпохи Гуптов известно только из письменных источников. Они же рассказывают нам, что из драгоценных металлов изготовляли также зеркала, веера, светильники и различные сосуды и статуи Будды. Некоторое представление об их характере нам дают более поздние изделия культового назначения, которым присущ консервативный характер. К таким произведениям относятся драгоценные веера и золотые подносы на ножке в форме стилизованного лотоса.

В быту знати также была распространена серебряная посуда.

Подлинные предметы, в основном, относятся к эпохе Великих Моголов (ХVI - ХVII вв.); подвески из золотой пластины с белой, голубой, зеленой и красной эмалью, женский гребень из Танджора с изображением ланей, а также изделия, декорированные многоцветной выемчатой эмалью. Преобладание того или иного цвета обусловлено местом производства. Орнамент, обычно растительный, привлекает цельностью и законченностью композиции и в памятниках ХIХ века.

На юге Индии особое распространение получила инкрустация драгоценными камнями и золотая и серебряная филигрань.

Исключительным мастерством отличаются изделия из нефрита. Индийские ювелиры щедро декорируют их растительным орнаментом в технике инкрустации из драгоценных камней, оправленных в золото, и эмалью.

Обработка благородных металлов, по-видимому, процветала в Индии с давних времен. Известно, что украшения у индийцев служили оберегами от злых духов и неблагоприятного влияния небесных светил. Драгоценные камни также ценили не только как знак высокого положения, но и за благотворное действие.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.