Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Мир драгоценностей - Древний Мир - Древний Рим

ДРЕВНИЙ РИМ

В ранние века истории Рима его искусство не имело большого художественного значения. В отличие от греков, ценивших искусство из врожденной любви к прекрасному, римляне тянулись к роскоши. У них отсутствовала природная артистичность. Поначалу они продолжали традиции "деревенской красоты" (Тацит) этрусков. Затем испытали сильное воздействие греческой культуры. Немалая роль в формировании искусства метрополии играли римские провинции с их самобытной культурой коренных племен и народов. Несмотря на такую разнородность и относительную вторичность, благодаря широкому политическому влиянию Рима древнеримское искусство оказало влияние на культуры различных народов на огромной территории, завоеванной римлянами.


Драгоценности Древнего Рима 1-4 вв до н.э.

 

     

Красноречивым памятником этой эпохи является гемма Августа (1 век н. э.). В середине верхней, наиболее важной части резной плакетки шириной 23 см изображена сцена коронации Августа. Голова императора показана в профиль и обращена к богине-покровительнице Рима, сидящей слева от него. И хотя патронесса находится в самом центре композиции, ее взгляд обращен в сторону императора, что подчеркивает его значение как богоподобного. Остальные персонажи, включая Тиберия, приемного сына императора, возвращающегося с победой из военной кампании, также смотрят на него. В композиции нетрудно угадать реминисценции рельефов греческой Классики. Возникают прямые ассоциации с рельефами фриза Парфенона на Афинском Акрополе. В постановке фигур и характере драпировок заметно влияние Эллинизма (Кратер Дервени). В нижней части плакетки, по контрасту с главной репрезентативной композицией, ритм более дробный. Солдаты и побежденные варвары воздвигают памятный знак победы, читаемый как символ императорской власти.

Из золотых изделий сохранились преимущественно украшения, которые также выдержаны в характерном для римлян эклектическом стиле. Доминирует здесь влияние этрусской культуры. По сравнению с греческими и этрусскими изделиями римские ювелирные украшения тяжеловесны и пестры. До нас дошли в большом количестве золотые и серебряные перстни с резными портретами, шпильки для волос с фигурками Амура, Венеры или Ники. В Помпеях были найдены золотые браслеты, выполненные в форме змей в подражание грекам. Очень интересны браслеты в виде двух рядов полых полусфер из Боскореале. Большой популярность пользовались медальоны-подвески, восходящие к этрусским образцам, и серьги, особенно любимые римлянками. В соответствии с модой их часто надевали по нескольку штук одновременно, так что при движении женщины позванивали ими как колокольчиками.

Мерцание золота и его оптические эффекты стали важнее, чем сложность технического исполнения. Эти черты римского ювелирного искусства хорошо видны в колье из Помпей (до 79 г. н. э.). Изумруды и перламутр свободно располагаются на цепочечной основе, как будто разбросанные по ней. Та небрежность и в оправах. Колье не имеет ясной и четкой конструктивной основы, как это было у греков в классический период. Как в эпоху эллинизма, и даже в еще большей степени, декоративный аспект становится важнее композиционной выстроенности целого.

Геммы, в результате восточных и эллинистических влияний, используются римлянами не только в ювелирных украшениях. Ими декорируют обувь, оружие и чаши для питья. Эта форма стала особенно популярной после завоевания в 49 году Александрии, богатой резными камнями. Отсюда в Рим экспортировалось несметное количество драгоценных камней, гемм и жемчуга. Резные камни известны в Средиземноморском регионе с 1700 г. до н. э. Алмазные приспособления, возможно, использовались для их изготовления уже в Эллинистический период. Предположительно вращающиеся инструменты для резьбы по камню происходят из Греции. Техника огневого золочения была изобретена в римские времена. Из золота приготавливалась паста, которая накладывалась на изделие из серебра, меди или бронзы. После этого предмет нагревался. Этот способ впервые был описан в I веке Плинием и Витрувием.

Из золота и серебра римляне делали и скульптурные портреты. Так, известны золотой бюст Марка Аврелия (II век) и серебряный Люция Вера в доспехах. Оба отличаются великолепным мастерством индивидуальных портретных характеристик.

Работа римских серебряников представлена изделиями парадного назначения и столовой посудой, дошедшими до нас в большом количестве. Это отдельные находки и целые клады, сделанные перед вражескими нашествиями. Самыми крупными и знаменитыми стали клады, найденные в Боскореале, Бертувилле, Гильдесгейме. Одни изделия из этих кладов интересны своими художественными достоинствами, другие дают представление о рядовой продукции.

В декоре серебряных изделий в целом преобладают сюжетные мотивы из мифологии, легенд, культовые вакхические, анималистического жанра и различные растительные орнаменты. Такова позолоченная серебряная чаша Афины (начало 1 века н. э.) из сокровищницы Гильдесгейма. Её центральную часть декорирует фигура богини в позе аналогичной той, в которой изображена богиня на гемме Августа. Края чаши декорированы гравированным растительным орнаментом из пальметт.

Золотой век Рима начался с установлением империи при Цезаре Августе (63 г. до н. э.- 14 г. н. э.). В течение нескольких десятилетий из небольшого провинциального города Рим превращается в политический, экономический и финансовый центр Средиземноморья, используя золотые запасы Испании и Галии, а также сокровища соседних территорий. По выражению современников Рим стал "плавильной печью для золота" Древнего мира.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.