Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

СИМЕОН ЕРЕВАНЦИ

ДЖАМБР

ГЛАВА 13

где перечислены отдельно и поименно мульковые деревни (“деревни, платящие мульк”) св. Престола, с виноградников и посевов которых [св. Престол] получает мульк, то есть десятину, с указанием, какие это деревни, когда, кем и как они приобретены

1. О нашем селе Вагаршапат

Это село, смежное со св. Престолом. Первоначально оно называлось Вардгес-аван, а затем было переименовано в Вагаршапат и целиком принадлежит св. Престолу — с землей, водой и всеми угодьями. Так было постановлено еще со времен св. Просветителя и царя Трдата относительно церковных поступлений и государственных налогов. Такое положение существовало в течение всего времени, когда у власти были наши цари, и ни один светский властитель никоим образом не мог посягать на это [село]. Но когда Армянское царство прекратилось, католикосский престол был переведен в Сис и св. Престол совершенно опустел, вся его власть и церковный порядок исчезли, и он лишился всего, что имел. Такое бедственное состояние длилось 324 года. Но в 890 (1441) году милостью божьей в царствование персидского царя Джахан-шаха, который сидел в Тавризе и владычествовал над всей Персией и Арменией, был восстановлен св. Престол. В это время здесь сидел католикосом владыка Киракос, а после него — Григор Маквеци, как уже нами было сказано. С этих пор св. Престол стал снова приобретать прежнюю свою власть и восстанавливать старые порядки; он мало-помалу восстанавливал свои права царскими указами и купчими крепостями их [мусульманских] судов, по повелению чужих царей завладел своим [171] имуществом и приобрел новые имения. Этот католикос Григор, занявший в 892 (1443) году Эчмиадзинский престол по повелению тавризского царя Джахан-шаха, купил шесть дангов мулька этого села, то есть десятину, таким способом:

В то время село находилось во владении одного малолетнего мусульманина из знатного рода по имени Сеид-бек. Этот Сеид-бек назначает своим поверенным мусульманского ишхана Сару-мелика, сына Алихан-бека. Сару-мелик в присутствии свидетеля — важного мусульманского ишхана Шех-Борхана продает село полностью, со всеми угодьями, католикосу Григору за 8040 динаров. Восьмая часть этой суммы, равна 1005 динарам. Купчую крепость на эту продажу в Ереване в ... году мусульманской эры составляет ереванский кази [судья] по имени Заманатин и утверждает собственной печатью, а также свидетельствами и печатями многих знатных мусульман. Но в том же году одна мусульманка по имени Мелик-хатун, дочь некоего мусульманина Пир-Хусейна, родственница упомянутого Сеид-бека, вступает в спор, заявляя, что село принадлежит ей, и старается им завладеть. Она назначает своим векилем одного мусульманина, Шех-Махмада, сына Дахи, чтобы он вел это дело. Со своей стороны католикос Григор назначает своим поверенным некоего армянина Гевонда, сына Сета, внука Бабаджана. Через него он вторично покупает это село со всеми угодьями у этой женщины - Мелик-хатун через ее векиля Шех-Махмада за 15 тысяч динаров. Шестая часть этой суммы равна 2500 динарам. Купчую этой продажи составляет и утверждает тот же судья Заманатин при многих свидетелях из знатных мусульман, за своей и их печатями.

Но вскоре после этого, в том же году, с разных сторон появились родственники и приближенные упомянутых Сеид-бека и Мелик-хатун, человек четырнадцать, которые не давали покоя католикосу Григору из-за этого села, предъявляя свои права на часть его. Они поручают ведение своего дела векилю — неизвестному мусульманину по имени Махмед-Кули-калантар-оглы. Католикосу Григору приходится в третий раз покупать это село полностью [со всеми угодьями] у этих 14 сонаследников*** через упомянутого их векиля Махмед-Кули за 15 тысяч динаров. Шестая часть этого равна 2500 динарам. Все тот же судья Заманатин составляет купчую крепость, ставит свою печать при свидетельстве многих знатных магометан, прибавив, согласно их закону, строгие проклятия тем, [172] кто после этого будет оспаривать [решение] или заявлять претензии относительно этого села. После этого судья Заманатин приносит все три упомянутые купчие крепости, соединяет их вместе в виде длинного кондака, на местах склейки ставит свою печать, предлагает то же сделать нескольким знатным мусульманам и вручает все это целиком католикосу Григору. А этот католикос, сын парона 106 Джалал-бека Маквеци, но всех трех купчих велел написать, что Григор-халифа [то есть католикос] покупает это село и отдает в вахм [вакф] Эчмиадзинскому престолу. Во всех странах закон таков, что вахмы [вакфы] не могут быть проданы или возвращены; поэтому он и велел так написать, чтобы никто не осмелился его [это село] продавать или покупать. В этих трех купчих были указаны все угодья и границы. Перечислены следующие угодья: виноградные сады, поля, пастбища, [далее] мельницы, крупорушки и вообще все доходные статьи — воды, земля, даже камни; все это купил халифа [католикос] Григор и обратил в вакф св. Эчмиадзина. Эти купчие и вакуфные свидетельства католикос Григор получает в 832 году мусульманской эры и передает св. Престолу навечно. Да будет благословенна его память! Аминь.

Эти документы внесены в реестр под №...

Как в этой купчей, так и в большой купчей, о которой мы напишем, границы и стороны этого села определены так: с севера край наших полей — киры — от Молла-дурсун и Каракита до малого водоема, принадлежащего св. Престолу и составляющего границу между нашим селом и [селом] Паракар; с востока — сенокосные угодья против села Шорлу, которые именуются также топью и камышником; с юга — небольшой холм под название Куль-тапа; с запада — наша река [Касах], с которой граничит принадлежащая нам земля, называемая Тегутнер, что против села Алибеклу (как в этих: купчих, так и в указах она называется Базыргян-ёли [“Купеческий путь”]).

Но подобно тому как, согласно священному писанию, земля солончаковая не может дать пресной воды, так и тревожное время не может создать ничего прочного и долговечного. Ибо через три года вследствие перемены власти в нашей стране выступает здесь некий мусульманин Рустам, который неизвестным путем завладевает несколькими селами, между прочим и нашим селом Вагаршапат, смежным со св. Престолом. Этот мусульманин Рустам был сыном Амиршкеана, внуком Амир-Смбата 107, который неизвестно откуда родом. Тогда [173] католикос Григор еще раз покупает это село у того мусульманина за 90 тысяч динаров и обращает его в вакф Престола. У него же вместе с этим селом он покупает села Аштарак, Батриндж, Норагавит, Агавнатун, Кирашлу и Мугни, о каждом из которых расскажем в своем месте. На эти семь сел тот же ереванский судья Заманатин пишет большую купчую крепость в форме длинного кондака и ставит свою печать. Ставят свои печати и свидетельствуют также ереванский шейх-уль-ислам по имени Рагим и нахичеванский судья Ахмед, сын Мухаммада. В купчей, согласно своему закону, [судья] подтверждает с великой клятвой, что все шесть дангов мулька этих семи сел купил Григор-халифа [католикос] и обратил в вакф св. Эчмиадзина. Купчая написана в ... году мусульманской эры, внесена в реестр под № ... Есть еще копия этой большой купчей, написанная позже и имеющая печать только одного шейх-уль-ислама. Она внесена в реестр под № ... После этого католикоса Григора до 1042 (1593) года, когда престол занимает Меликсет, и до 1078 (1629) года, когда вслед за Сааком садится великий католикос Мовсес [Сюнеци] Эчмиадзинский престол хотя и не совсем опустел, но был недалек от этого и дошел почти до прежнего убожества. При частых переменах в нашей стране насильников-властителей, при появлении всяких разбойных наездников и повстанцев, во время войн грозных персидских и турецких царей друг с другом, а также когда происходило выселение коренных жителей [нашей страны] шахом Аббасом или же были другие бедствия, о которых рассказывает историк Аракел, — в это время на престоле сидел не один католикос, а [одновременно] два, даже четыре или пять, но они не могли сидеть постоянно на своем престоле, а скитались здесь и там, преследуемые насильниками и кредиторами. Сам подумай, до какого бедственного состояния должен был дойти св. Престол! Он не только был лишен сел, от которых получал мульк и которыми насильственно завладели мусульмане, но [не стало у него] и построек, братии, благ духовных и мирских, всего необходимого: Престол был дочиста ограблен. Вследствие этого вышеназванные села, купленные католикосом Григором, долгое время находились во владении мусульман. Когда же спустя некоторое время, в 1053 (1604) году, великий персидский шах Аббас завладел нашей страной, он назначил здесь ханом Амиргуне. Этот хан Амиргуне тоже некоторое время владел и пользовался доходами нашего села, о котором идет наша речь. Но он был человек добронравный, заботился о благоустроении страны и любил христиан. В его время несколько монахов, собравшиеся [174] с разных мест в св. Престоле, отправились к Амиргуне-хану с просьбой, предъявили ему упомянутое выше большое вакуфное свидетельство — купчую крепость католикоса Григора — и заявили, что шесть дангов мулька этого села искони принадлежат св. Эчмиадзину. Амиргуне-хан, удостоверившись в справедливости их заявления, возвращает св. Престолу шесть дангов мулька этого села и дает твердую подписку со своей печатью в том, что если кто-нибудь из его родни или другое лицо осмелится отнять у Эчмиадзина мульк [этого] села, то да будет проклят. И эта грамота 108 и две ее копии с печатями шейх-уль-ислама находятся в св. Престоле и внесены в реестр на странице под № ... Они написаны в 1029 году мусульманской эры.

Хотя так было поставлено, но правило это соблюдалось, лишь пока был жив и правил Амиргуне-хан; после же его смерти, когда власть над нашей страной получил его сын Тахмасп-Кули, он опять присвоил себе мульк этого села и пользовался им в качестве казенного содержания. А после него село захватили первые владельцы-мусульмане, которые присвоили его, как родовое имущество, продавали, дарили кому хотели как свою собственность. Когда сел католикосом блаженный Мовсес, он много хлопотал об этом, даже успел вернуть село с помощью местных властей, но эти [успехи] были недолговременны, так как он прожил всего три с половиной года. За это время он съездил в Исфаган к шаху Сефи, истратил много денег, перенес много огорчений, но добился того, что с Престола сняли ежегодную мукату в размере ста туманов, которая с накоплением процентов со времени католикоса Меликсета тяжелым бременем ложилась на св. Престол. Он также был занят строительством и восстановлением построек, как подробно описывает историк Аракел, ибо св. Престол был совершенно запущен. Когда же после него престол занимает подобный ему [деяниями своими] блаженный католикос Пилипос, он подает прошение шаху Аббасу II о том, что мульк этого села издревле принадлежал Престолу, но затем ханы и разные лица захватили его и пользуются им, а. Престолу нечем жить. В прошении он упоминает, что, издержав столько-то денег, он на пользу страны провел воду из Абарана и т. п. В это время ереванским ханом был некто Хосров, человек добронравный и друг католикоса Пилипоса. Он тоже докладывает шаху, что это село [на правах] мулька действительно издревле принадлежало Эчмиадзину, свидетельствует о добрых качествах католикоса Пилипоса, о. проведении им воды [для орошения полей] и прочих добрых делах. [175] Вследствие этого шах издает рагам о том, что шесть дангов. мулька этого села он дает Престолу Эчмиадзина и чтобы впредь никто не касался этого [села]. Этот рагам, написанный в 1060 году мусульманской эры, сохраняется в Престоле; он занесен в реестр на странице под № ... В этом рагаме указывается, что доход 109 от мулька этого села, получаемый Престолом, составляет [ежегодно] 190 халваров и пять с половиной литров 110 и более.

После этого, во времена католикоса Акопа Джугаеци и персидского шаха Сулеймана, является к нам по казенным делам от персидского двора мусульманский ишхан по имени Аббас-Кули, из сыновей Амиргуне-хана, и так как его отец Амиргуне-хан некоторое время пользовался мульком этого села, то он возбуждает иск против католикоса Акопа: “Мульк этого села принадлежит мне, на каком же основании ты пользуешься им?” Католикос Акоп представляет ему подписку Амиргуне-хана и старое вакуфное свидетельство, о которых мы говорили выше. Тогда он, удостоверившись, от себя тоже дает скрепленную печатью суда подписку, в которой подтверждает, что он убедился в том, что шесть дангов мулька этого села действительно принадлежат Эчмиадзину. Подписка написана в 1072 году мусульманской эры. Ее найдешь по реестру.

После этого католикос Акоп берет с собой упомянутые документы и отправляется в судебное присутствие в Исфаган подтвердить, что это село с самого начала принадлежит св. Престолу. Шейх-уль-ислам и другие вельможи, рассмотрев; предъявленные документы, пишут бесспорное свидетельство, что они вполне удостоверились в том, что шесть дангов мулька этого села, мутахил, бахра и прочие поступления [налоги] издревле целиком принадлежат св. Эчмиадзину. В той же бумаге они свидетельствуют, что видели старое вакуфное свидетельство, подписку Амиргуне-хана и подписки других [лиц]. Дальше они упоминают, что еще в дни католикоса Саака и Мовсеса некоторые [люди] также оспаривали [право на это село], но все оказались неправыми. “Мы все удостоверились и свидетельствуем, — [пишут они], — что с самого начала хасл, мутахил и бахра этого села издревле принадлежат св. Эчмиадзину; кто после этого коснется его или возбудит иск, будет неправ и виновен, а его слово неприемлемо”.

Так пишут шейх-уль-ислам и другие вельможи, ставят свои печати и вручают католикосу Акопу. Последний подает [176] прошение шаху Сулейману, предъявляя этот документ. На обратной стороне того же документа шах пишет рагам: “То, что написал судья на оборотной стороне этой бумаги — правда, и я приказываю, чтобы было так”. Он пишет ереванским властям, чтобы никто не поступал против написанного. Такие строгие приказы получает католикос Акоп от судей и шаха Сулеймана два раза: в первый раз в 1082, а второй — в 1086 году мусульманской эры. Они находятся в св. Престоле, внесены в реестр под №... Есть еще два черновика этих документов за печатью шейх-уль-ислама, внесенные в реестр под № ... Оба они очень важны и нужны, их следует беречь. Благодаря этим документам мы в наше время заставили замолчать поганого Мирза-Шефи, который, занимая в 1213 (1764) году должность диванагира 111, намеревался уничтожить магафство св. Престола.

Таким образом, почивший в бозе католикос Акоп с помощью документов и свидетельских показаний вернул св. Престолу шесть дангов мулька этого села. Но вслед за тем те же мусульмане, которые, как было выше указано, пользуясь беспомощностью св. Престола и тревожным временем, захватили и присвоили это село, приходили иногда к католикосу Акопу и предъявляли иск, [утверждая], что мульк этого села принадлежит им. И сами захватчики и их родственники не давали ему покоя. Одни предъявляли притязания на один данг мулька, другие — на два, третьи — на половину и т. д. И католикос Акоп отделывался от них, то вторично покупая и отбирая у них документы, то есть купчие крепости, то доказывая необоснованность их исков в судебном порядке, то платя им деньги за письменный отказ от претензий. Таким путем он заставляет всех спорщиков прекратить свои притязания и окончательно возвращает св. Престолу шесть дангов мулька этого села. Отобранные у этих лиц документы сохраняются в св. Престоле. Он отбирает у мусульман пять старых купчих крепостей, составленных в 963, 1021, 1024, 1027 и 1030 годах мусульманской эры, три подписки истцов, полученные на суде в 1071, 1073 и 1077 годах той же эры. Все они находятся в св. Престоле и занесены в реестр под №№ от ... до...

Спустя некоторое время католикос Александр Джугаеци подает шаху Султан-Хусейну прошение из шести пунктов. В третьем пункте говорилось о том, что некоторые люди беспокоят его, предъявляя иски на принадлежащие св. Престолу мульки и оспаривая его магафство. На все шесть пунктов имеются у нас в св. Престоле рагамы прежних шахов, о которых мы скажем в своем месте. Католикос все эти рагамы показывает шаху. Шах Хусейн, увидев эти рагамы, сам тоже пишет указ, в котором упоминает эти шесть указов с датами и [177] суть просьбы в каждом из них и приказывает: “Как по этим вопросам приказали наши прежние цари, так приказываю и я, чтобы все было так”. Вместе с тем пишет приказание ереванским властям, чтобы никто не трогал земли, приносящие мульк Эчмиадзину. Этот указ написан в 1124 году мусульманской эры, сохраняется в св. Престоле и внесен в реестр под № ...

В 1173 (1724) году, по мусульманскому летосчислению в 1137, турки отвоевали у персиян нашу страну и владели ею 13 лет. В это время в Ереване сидел паша по имени Раджаб. Католикос Аствацатур докладывает ему о положении св. Престола и просит письменного подтверждения [прав] на земли, приносящие мульк св. Престолу, и на магафство последнего. Паша составляет дефтер вроде книги: в начале ставит свою печать [паша], в конце — кази. В документе перечислены следующие села, мульк с которых принадлежит св. Престолу: наше село [Вагаршапат], Мастара, Ошакан, Франканоц и Кирашлу. Как магафы отмечены следующие мульки: в нашем селе — шесть действующих мельниц и две разрушенные, одна действующая крупорушка, две маслодавильни, двадцать одна пашня, три покоса, три виноградника и еще два виноградника в Ошакане и один запущенный; [в деревне] Паракар — два виноградника; в Ереване — два виноградника и две мельницы; в Каларе — две мельницы, одна крупорушка, вода на три мельницы, отведенная от реки Занги (это большой канал под названием Далма, вырытый католикосом Нахапетом и начинающийся близ села Сарванлар под Ереванской крепостью), и 600 голов овец. И монахи и братия св. Престола — магафы, они освобождены от хараджа. Также должны считаться магафами следующие монастыри, находящиеся в непосредственном ведении халифы [католикоса]: св. Рипсиме, Шогакат, Гаяне, пустыни апостола Анании в Ереване и в Дзорагюге. Только халифа [католикос] обязан ежегодно платить казне 6800 стаков, но больше ничего. Документ составлен в 1137 году мусульманской эры и внесен в реестр под № ... По этому образцу существует еще ... документов, данных другими пашами. Их найдешь по реестру.

После этого, в 1140 году мусульманской эры и в 1176 (1727) году нашей, в дни католикоса Карапета, через ереванского пашу подают прошение турецкому султану Ахмеду. Составляют дефтер на турецком языке, в котором поименно и отдельно перечисляют, сколько домов в этом селе [Вагаршапат], сколько виноградников, мельниц, садов, пашен и пр.; особо отмечают имущество св. Престола: что он владеет [178] виноградниками, мельницами, крупорушками, банями, караван-сараями и другими мульками, без указания числа, а также двумя плугами, пахотной землей, [которую можно засеять] 1500 сомаров 112 семян, 600 овцами. Вносят в список св. Престол и три монастыря с их братией. Все это объявляется магафом, свободным от всякого налога. Наконец, пишут, что католикос должен ежегодно платить султану 350 пиастров, в остальном [монастыри] полностью магафы, не обязаны платить ни хараджа, ни испанджа, ни других налогов. Прибавляют также, что села Эчмиадзин, Ошакан и Мастара составляют мульк св. Престола и обязаны платить ему десятину. Все это пишет шейх-уль-ислам и ставит на конце свою печать. Подают султану. Султан же ставит свою тугру 113. Подобного содержания бумагу пишут еще три года спустя, при католикосе Абрааме Мшеци, внеся в нее все, что было в предыдущей. Так же и султан Махмуд, турецкий царь, ставит на заголовке этого дефтера свою тугру, приказывая при сем, чтобы упомянутые выше села платили св. Престолу мульк без задержек. Шейх-уль-ислам ставит свою печать там, где оклеены листы дефтера и, кроме того, в конце. [Это было] в 1143 году мусульманской эры. Оба эти дефтера очень нужны и их следует бережно хранить; оба они длинные, имеют вид книги, один состоит из четырех листов, а другой — из пяти. Оба хранятся в св. Престоле, каждый отдельно завернут в цветную материю и оба вместе вложены в бумажный конверт. Они показаны в реестре.

Наконец, в 1148 году мусульманской эры, во время католикоса Абраама Кретаци, когда Надир-шах отнимает у турок нашу страну, диванагиры Надир-шаха составляют по его приказанию опись [всей] страны, ее сел и того, что они производят; затем дают св. Престолу бесспорное удостоверение за своими печатями, в котором свидетельствуют, что шесть дангов мулька эчмиадзинского села [Вагаршапата], Ошакана, Франканоца, Мастары, Кирашлу, Дибаклу и Кешишкенда действительно принадлежат св. Эчмиадзину и никто не имеет права касаться их. Найдешь по реестру под № ...

2. О селе под названием Ошакан, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, как и когда они приобретены

Когда существовало Армянское царство, это село находилось под властью армянских ишханов. Когда же нашей страной завладели мусульмане, оно, как и все села, подпало под [179] власть мусульман. Спустя долгое время, в 1082 (1633) году, в 1042 году мусульманской эры, когда эчмиадзинский престол занял блаженный Пилипос, он задался целью вернуть Престолу шесть дангов мулька этого села [Ошакан].

Сперва в 1050 году мусульманской эры он покупает у одного мусульманина из Саатлу по имени Султан-бек полданга мулька этого села за 5 туманов. Купчую крепость на турецком языке найдешь по реестру под № 2; в 1051 году он покупает у того же мусульманина еще полданга мулька опять за пять туманов. Найдешь по реестру под № 1. Есть и черновая этих купчих под №...

Во-вторых, тот же блаженный католикос в 1051 году мусульманской эры прикупает у мусульман Баба, Бангалу и Бекум один данг мулька этого села за 7 туманов. Купчая крепость на турецком языке внесена в реестр под № 3.

В-третьих, тот же блаженный католикос в 1051 году мусульманской эры покупает у мусульман Хасана и Хусейна полданга этого села за 6 туманов. Купчую крепость найдешь по реестру под № 4.

В-четвертых, тот же блаженный муж в 1052 году мусульманской эры покупает полданга мулька этого села у мусульман Исмаил-бека, внука Султан-бека, и Меджлум-Кули-бека за 5 туманов. Купчую крепость на турецком языке найдешь по реестру под № 5. Есть еще черновик этой купчей под № ...

В-пятых, в 1053 году мусульманской эры тот же блаженный [Пилипос] покупает опять полданга мулька этого села у мусульман Сефи-Кули-бека и Меджлум-бека за 6 туманов. Купчую крепость найдешь по реестру под № ...

В-шестых, в 1054 году мусульманской эры тот же блаженный [католикос] покупает опять полданга этого села у мусульманина по имени Шах-Зейнаб за 4 тумана. Купчую крепость на турецком языке найдешь по реестру под № ...

В-седьмых, тот же блаженный в 1055 году мусульманской эры покупает полданга мулька этого села у мусульманина Меджлум-бека, сына Тахмасп-бека, за 6 туманов и 4 тысячи дианов. Купчую найдешь под № ...

В-восьмых, тот же блаженный в 1055 году мусульманской эры покупает опять полданга мулька этого села у Хусейн-бека, сына Амир-Аслан-бека, за 5 туманов. Купчую крепость найдешь по реестру под № ... На эту купчую есть два черновика под № ..., как видно в реестре.

После католикоса Пилипоса престол занимает блаженный католикос Акоп. Он продолжает покупать остальные доли мулька этого села, чтобы все шесть дангов превратить в собственность Престола. [181]

Во-первых, в 1066 году мусульманской эры он покупает полданга мулька у мусульманина Ханадан-Кули, сына Хусейн-бека из Саатлу, и Кялбали за 5 туманов. Купчую крепость найдешь по реестру под № ...

Во-вторых, в 1077 году мусульманской эры у мусульманина Базаз-Даргяха он покупает полданга этого села за 7 туманов. Купчую крепость найдешь по реестру под № ...

В-третьих, тот же блаженный католикос через своего заместителя вардапета Микаэла в 1071 году мусульманской эры покупает у ереванского жителя мусульманина есаула 114 Айаслу-Хабибека шесть дангов мулька местности Манканоц, в пределах [селения] Ошакан, за 11 тысяч дианов. Купчую крепость найдешь по реестру под № ... Есть на это и старая купчая под №...

В-четвертых, этот блаженный в 1053 году мусульманской эры покупает за 7 туманов полданга мулька этого села у мусульманина Сефи-Кули из Саатлу. Купчую найдешь по реестру под № ....

В-пятых, этот блаженный через своего заместителя вардапета Оноприоса в 1091 году мусульманской эры покупает полданга мулька этого села у мусульманина Сефи-Кули за 6 туманов. Купчую найдешь по реестру под № ... На эту покупку есть еще свидетельство (“худжет”) от шейх-уль-ислама, в котором говорится, что в 1083 году мусульманской эры [за это имущество] заплачено 6 туманов. Найдешь по реестру под № ...

В-шестых, тот же блаженный через своего заместителя вардапета Степаноса в 1091 году мусульманской эры покупает за 6 туманов полданга мулька этого села у мусульманина Мушуда, сына Тахмаспа. Купчую найдешь по реестру под № ...

В-седьмых, этот блаженный через заместителя вардапета Минаса в 1092 году мусульманской эры покупает у армянина Гаспара полданга мулька этого села за 10 туманов. Купчую и вакуфное свидетельство найдешь по реестру под № ...

После того как упомянутые два блаженных католикоса таким образом купили все шесть дангов мулька этого села, некая Туказбан, дочь Бабур-аги из Саатлу, предъявляет иск католикосу Акопу, оспаривая полданга мулька, будто бы принадлежащего ей. Вследствие этого католикос Акоп платит ей 12 тысяч дианов и отбирает у нее в 1087 году мусульманской эры подписку, которую найдешь по реестру под № ... Затем некто Даниэл предъявляет иск Хури-ханум, дочери Глич-Аслана, и Тили-ханум, дочери Аллах-Кули, говоря: “Полданга мулька этого села принадлежит мне, а вы его продали Эчмиадзину”. Католикос Акоп уплатил ему 3 тумана и 5 тысяч [182] дианов в 1090 году мусульманской эры и отобрал у него подписку. Ее найдешь по реестру под № ... Затем в 1093 году мусульманской эры один мусульманин — мастер ткач Али предъявил иск на полданга мулька этого села, и вардапет Минас, уплатив ему 4 тумана, отобрал у него подписку. Ее найдешь в реестре под № ... Затем некая мусульманка, девица Пири из Саатлу, внучка Амир-Аслан-бека, и ее поверенный Курдлар-Курбан-Али предъявляют иск св. Престолу, оспаривая три четверти данга мулька села Ошакан; настоятель вардапет Микаэл дает им десять сомаров пшеницы и в 1096 году мусульманской эры отбирает у них подписку. Ее найдешь по реестру под №...

Итак, эти два блаженных католикоса повторно купили шесть дангов мулька села Ошакан. Но иногда выступали разные мусульмане, имевшие старые купчие крепости или другие документы относительно этого села, и, не давая покоя, предъявляли иски. Вследствие этого они [эчмиадзинские католикосы] сами стали всюду искать, не осталось ли у кого-нибудь других документов, имеющих отношение к этому селу, и если находили, то отбирали их любой ценой. Ибо когда наша страна от христиан перешла под власть мусульман, это село сперва захватил один мусульманин по имени Амир-Камал-Абидин-бек, сын Хаджи-Новруза, внук Хаджи-Хейдара. Затем в 896 году мусульманской эры этот мусульманин шесть дангов мулька этого села продает некоему мусульманину ходже 115 Хаджи-Садивахказу, сыну Сеид-Али, внуку Кемал-Хусейна, за 8 тысяч дианов. Купчую крепость составляет шейх-уль-ислам мусульманин по имени Юсуф, сын Халила. Этот древнейший документ имеет форму кондака. В нем указаны все границы и угодья Ошакана: с одной стороны — Кара-килиса, близ села Хаджилар, с другой — шагвертская вода, с третьей — село Таки, с четвертой стороны — дорога в Карпи и киры. Этот документ является первоначальной и основной купчей крепостью на шесть дангов мулька этого села. Ее ты найдешь по реестру под № ... Ибо когда блаженные католикосы — да будет благословенна их память! — целиком купили шесть дангов мулька этого села, тогда и эту купчую отняли у бывших владельцев. Кроме того, они приобрели еще одиннадцать старых купчих у мусульман, которые, владея половиной данга или одним дангом, продавали их св. Престолу. Когда же упомянутые блаженные католикосы покупали у мусульман мульк этого села по дангу или по полданга прочными купчими, то у тех, [183] кто продавал, они отнимали старые купчие. Их найдешь по реестру под №№ от ... до ...

После этого в 1171 (1722) году, в дни католикоса Аствацатура, все армяне села Ошакан из-за стихийного бедствия или же тяжелых налогов попадают в безвыходное положение. Они приходят к католикосу Аствацатуру и просят 150 туманов говоря: “Шесть дангов мулька, то есть десятина нашего села, принадлежат св. Престолу; так одолжи нам столько-то денег, [то есть 150 туманов], а за это мы впредь будем платить тебе два мулька, то есть одну пятую, или две десятых”. На этом условии он дает им 150 туманов. После этого все поселенцы вместе с настоятелем [св. Престола] отправляются в Ереван к шейх-уль-исламу мулле Мухаммад-Хусейну, знатному и известному лицу среди мусульман нашей страны, и заявляют ему об этом. Все единодушно принимают это условие и дают составить законную купчую крепость, на которой ставят свои печати много мусульман. Они также поручаются друг за друга, говоря, что мы, мол, по собственной воле получили от католикоса столько-то денег и обязались мульк со всех угодий и посевов нашего села, который раньше вносили в размере одной десятой доли, впредь вносить в размере одной пятой доли; “если кто-нибудь из нас будет сопротивляться этому, [с того] мы сами взыщем”. Все это происходит и купчая пишется в 1134 году мусульманской эры. Ее найдешь по реестру под № ... Спустя четыре года, в 1137 году мусульманской эры, когда нашей страной завладели турки, поселяне дают католикосу Карапету через заместителя [католикоса] вардапета Симеона еще купчую в этом же смысле. Ее найдешь по реестру под № ... Затем это село Ошакан было захвачено и присвоено мусульманским племенем муганлу. Племя это поселилось там [и проживало] в течение 20 лет, как будто это было исконное их село и место жительства. Они превратили в пустошь виноградники, разрушили лишние дома, не платили св. Престолу мулька со своих посевов. А коренные жители села — армяне — скитались там и сям. Мы с божьей помощью прогнали оттуда этих муганлинских мусульман, а поселян-армян в 1217 (1768) году снова водворили в село Ошакан.

3. О селе Франканоц в Ереванской области, в округе Карпи, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, как и когда приобретены

Как мы сказали раньше, при захвате нашей страны чужими народами все села также попали под их власть, между [184] прочим и это село. Так оно и находилось во владении мусульман. Во время персидского шаха Сефи и нашего католикоса Мовсеса, шестью дангами его мулька владел некий мусульманин Абдулла, сын Амир-бека из Еревана; он этот мульк продает двум мусульманам Хаджи-Ибрагиму, сыну Хаджи-Хызри, и Сулейману за 9 туманов. На это пишется купчая крепость в 1042 году мусульманской эры. Переходя затем из рук в руки, мульк, наконец, достается некоему мусульманину по имени Али-ага из Аралыка. После смерти Али-аги его сыновья Ибрагим, Якуб, Мухаммад, их сестра Хури-хан и жена умершего их брата Тамур-хана, Бекум-хан, дочь Хусейн-хана, в 1066 году мусульманской эры продают шесть дангов мулька этого села католикосу Акопу Джугаеци за 9 туманов, 9 тысяч дианов и 10 шахи. Купчую крепость найдешь по реестру под № ... При получении этой купчей, католикос Акоп отнимает у них также упомянутую старую купчую. Ее найдешь по реестру под № ...

После этого, в дни нашего католикоса Абраама Мшеци, при владычестве турок, жители этого села, оказавшиеся в тяжелом положении либо вследствие стихийного бедствия, либо вследствие больших налогов, установленных чужими властями, приходят в св. Престол к католикосу Абрааму и просят у него 600 пиастров турецких денег, что составляет 40 туманов на наши деньги, ставя условием, что, кроме мулька в размере одной десятины, который они обязаны платить св. Престолу, они обязуются платить еще один мульк, что вместе составляет одну пятую всего производимого в селе. Католикос Абраам дает им 600 пиастров и в 1144 году мусульманской эры берет у них через турецкий суд купчую. Ее найдешь по реестру под № ... В то же время некий мусульманин Мустафа-бек, бывший владелец этого села **, дает поселянам подписку, что он сам и его сын Махмед согласны с этим условием и никогда не будут возражать против этого. Эту подписку тоже найдешь по реестру под № ...

Со временем, когда прекратилось Персидское царство и Ереванский край находился в большой тревоге, это село совершенно опустело, как и многие другие села. Но в 1209 (1760) году, во время католикоса Акопа Шемахеци, ереванский хан Хусейн-Али предложил католикосу переселить туда из разных мест армян и снова восстановить село, с тем чтобы половину его мулька получал он, а другую половину — католикос. Так как хан несколько раз настаивал на этом, католикос Акоп поневоле согласился. Хан же, восстановив село, [185] присвоил все шесть дангов его мулька и Престолу не давал ничего в продолжение восьми лет вплоть до нашего времени. Мы потребовали у этого хана [вернуть] мульк этого села, так же как и мульки других сел, принадлежавшие раньше св. Престолу и захваченные самим [ханом] и другими мусульманами, о чем мы скажем в своем месте. Хан стал отговариваться, утверждая, что католикос Акоп подарил ему мульк этого села.

После долгих препирательств нам наконец в 1217 (1768) году не без труда удалось вернуть св. Престолу три данга мулька этого села. Остальные три данга, если бог даст, [вернем]. Подписку хана о возвращении нам трех дангов, написанную в 1182 году мусульманской эры, найдешь по реестру. При наступлении Новруза 116, когда мы вступили в 1218 (1769) год, этот наш Хусейн-Али-хан, захвативший села под названием Имамарх и Куль-тапа и все местности вокруг (как мы расскажем в главе 18), завел много плугов, велел распахать всю местность за Куль-тапой под хлопок и собирался орошать ее нашей водой. Одним словом, после многих переговоров и неприятностей мы снова уступили ему три данга мулька села Франканоц, которые он недавно вернул нам, и взяли у него подписку на шесть дангов мулька села Куль-тапа. Время было такое — он самодержавно властвовал у нас, и мы вынуждены были исполнять его желания. Вследствие этого мы дали хану новую купчую на три данга мулька этого села; вместе с тем мы дали ему вышеупомянутую купчую католикоса Акопа Джугаеци, составленную в 1066 году мусульманской эры, свидетельскую бумагу, за многочисленными печатями, о которой мы говорили ранее, а также выданную нам самим же ханом подписку о трех дангах этого села, как я выше сказал. А хан со своей стороны дал нам вместе с шестью дангами мулька села Куль-тапа также купчую и еще две старые купчие на шесть дангов мулька этого села, которые он получил от старых владельцев села. Все это найдешь по реестру под № ...

Таким образом, шесть дангов мулька [села] Франканоц находятся во владении хана: из них три он якобы купил у католикоса Акопа Шемахеци, а три — у нас. Шесть же дангов мулька села Куль-тапа принадлежат нам. При этом хане и при нас дело устроилось так. Если когда-нибудь явится кто-либо с иском, то занимающий престол [католикос] может сказать: дайте нам наш Франканоц и берите себе вашу Куль-тапу.

На подобном же условии находится в нашем распоряжении взамен нашего Хатунарха покос, как мы сказали в своем месте. [186]

4. О селе под названием Мастара в Ереванской области, в округе Карпи, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, как и когда приобретены

Как мы уже сказали, в прошлом это село также перешло во владение мусульман и переходило из рук в руки то целиком, то частями. Спустя некоторое время некий армянин из этого села Тархан, сын Оскана, покупает за 12 тысяч дианов два с половиной данга мулька этого села у мусульманина Мухаммад-аги, сына Мукадам-Багир-хана. Купчая на турецком языке пишется в 1066 году мусульманской эры. Год спустя этот Тархан отдает через католикоса Акопа эти два с половиной данга в вакф св. Престолу. В 1067 году мусульманской эры в начале купчей шейх-уль-ислам пишет вакуфное удостоверение, ставит свою печать и вручает нам. Эту купчую — вакуфное свидетельство найдешь по реестру под № ... Восемь лет спустя какой-то мусульманин Реза-Кули, сын Ибрагима-халифы, по прозванью Алпавуд, предъявляет иск св. Престолу, говоря: “Я вам продал шесть дангов мулька села Кятур за два тумана... у кого же вы купили два с половиной данга мулька Мастары [и на каком основании] владеете им?” Мы с ним пошли в суд. После многих споров мы дали ему 3 тумана и отобрали у него подписку, что не будет больше спорить. Подписка написана в 1075 году мусульманской эры. Ее найдешь по реестру под № ...

Затем в 1158 (1709) году, в 1121 году мусульманской эры, ереванский армянин Мгер, сын Саркиса, продает католикосу Александру Джугаеци три ретуба (то есть три четверти одного данга) мулька этого села за 11 туманов. Купчую на турецком языке найдешь в реестре под № ... Через пять лет, в 1163 (1714) году, внуки этого Мгера, а также Беклар и Мкртыч, сыновья Музафара, продают еще полданга этого села св. Престолу под видом заклада за 4 тумана. Купчую найдешь по реестру под № ... Через пять лет, в 1132 году мусульманской эры, а по-нашему в 1168 (1719) году, те же Беклар и Мкртыч через жителя Еревана ходжу Акопджана продают нашему католикосу Аствацатуру еще один данг мулька этого села за 7 туманов и 5 тысяч дианов. Купчую найдешь по реестру под № ...

После покупки всех шести дангов этого села получают от старых его владельцев старую подлинную купчую, где село обозначено в своих границах: с одной стороны — местность под названием Карахач; с другой — Овечий хлев; с третьей — дорога в Апаран; с четвертой — Кзлоран. Сыновья Мирашаха, Дата-ага и Джанфидан, в 945 году мусульманской эры [187] продают село [в этих границах] Горчи-Ахмед-аге и Сеид-Мухаммад-аге. Ее найдешь по реестру под № ...

Махмад-хан, имеющий землю в этом селе (“акнчи (экинчи?) Махмад-хан из этой деревни Мастара”), пишет нам: “Это село составляет ваш мульк, приходите проведите там канал”. Это тоже служит свидетельством того, что мульк этого села принадлежит нам. Найдешь по реестру.

5. О селе под названием Кирашлу в Абаранском округе, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, как и через кого приобретены

Шесть дангов мулька этого села первоначально принадлежали св. Престолу. Их купил католикос Григор у Амир-Рустама (См. прим. 107) за 1060 дианов и отдал в вакф св. Престолу, как мы написали в главе о нашем селе [Вагаршапат]. Большое вакуфное свидетельство сохраняется в св. Престоле; там можешь узнать обстоятельства. Это основная купчая на это село и другие шесть сел, которые там названы.

Спустя некоторое время, в дни католикоса Пилипоса, какой-то мусульманин хан Махмад, сын Гюли, со своей семьей предъявляет иск о шести дангах мулька этого села Кирашлу (называемого иначе Пиридавриш), говоря, что мульк этого села принадлежит им. Католикос Пилипос вызывает его в Ереван на суд, шейх-уль-ислам находит его [иск] неправым и удостоверяет, что шесть дангов мулька этого села принадлежат св. Престолу. Католикос вносит еще 4 тумана судебных расходов и получает удостоверение в форме купчей крепости, на которой шейх-уль-ислам и другие главные ишханы ставят печати и на турецком и на армянском языках свидетельствуют, что издревле мульк этого села был вакфом св. Престола. Эта купчая написана в 1064 году мусульманской и в 1102 (1653) году нашей эры. Ее найдешь по реестру под № ...

Затем в дни католикоса Акопа Джугаеци некий мусульманин Касум предъявляет св. Престолу иск, говоря, что мульк этого села принадлежит ему. Отправляются вместе с ним в Ереван к хану и шейх-уль-исламу. Хан сердится на мусульманина, говоря: “Мы все знаем, что мульк этого села принадлежит Эчмиадзину”. И шейх-уль-ислам дает св. Престолу удостоверение о том, что шесть дангов мулька села Кирашлу принадлежат Эчмиадзину. Удостоверение это написано в 1082 году мусульманской и в 1120 (1671) году нашей эры. [188] Найдешь по реестру под № ... Затем католикос Акоп Джугаеци отправляется в Константинополь, где и умирает; позднее один мусульманин по имени Аллах-верди-бек каджар, сын Хаджи-Беклу-Шах-гельды, насильственно присваивает мульк этого села Кирашлу (как и сел Дибаклу и Кешишкенд, принадлежавших также св. Престолу, что увидим ниже) и один год получает мульк этих сел. Вследствие этого ключарь св. Престола вардапет Степанос вместе со всей братией подает прошение ереванскому хану и требует у мусульманина возврата полученного им мулька, доказывая, что мульк этих сел принадлежит св. Престолу. Тогда тот мусульманин прибегает к помощи посредника и возвращает всего три халвара [пшеницы] и в 1094 году мусульманской, 1131 (1682) году нашей эры, через шейх-уль-ислама дает подписку в том, что он впредь не будет касаться этих сел и притязать на них, ибо они принадлежат Эчмиадзину. Подписку найдешь по реестру под № ...

Затем во времена католикоса Нахапета два мусульманина Али-Кули и Зейнал-абди, сыновья ереванского [жителя] Эмина, оспаривают у св. Престола мульк села Кирашлу, имея в руках купчую своей матери, и суд вызывает католикоса Нахапета дать свидетельство под присягой. Католикос через знатных лиц дает им 2 тумана и 5 тысяч дианов и отбирает у них в 1113 году мусульманской и в 1150 (1701) году нашей эры подписку, скрепленную печатью шейх-уль-ислама, что больше не будут оспаривать это село, ибо оно принадлежит Эчмиадзину. Найдешь по реестру под № ....

Затем в 1148 году мусульманской и в 1184 (1735) году нашей эры, во время царствования Надир-шаха и в дни католикоса Абраама Кретаци, диванагиры Надир-шаха, когда по его приказанию составляли опись сел и всего ими производимого, дают св. Престолу документ за своими печатями, в котором твердо устанавливают и свидетельствуют, что шесть дангов мулька эчмиадзинского села [Вагаршапат], Ошакана, Франканоца, Мастары, Кирашлу, Дибаклу действительно принадлежат св. Эчмиадзину и никто не имеет права их касаться. Его найдешь по реестру под № ...

Ведай, что когда [мы] в 1217 (1768) году обнаружили большие вакуфные свидетельства католикоса Григора Маквеци относительно семи сел, которые там перечислены как мульки св. Престола (в том числе и это село), и предъявили его Хусейн-Али-хану Ереванскому, мы от него тоже получили письменное удостоверение, в котором поименно перечисляются эти села как мульки св. Престола. Удостоверение написано в 1182 году мусульманской эры. Смотри [главу] о селе Аштарак. [189]

6. О селе Мугни в Ереванской области, в округе Карпи, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, как и где приобретены

Это село Мугни — одно из семи сел, шесть дангов мулька которых Амир-Рустам продал католикосу Григору Маквеци за 1055 дианов. Как уже сказано выше, большая купчая крепость и вакуфное свидетельство сохраняется в св. Престоле. С тех пор мульк этого села принадлежит св. Престолу. Но со временем, когда при католикосе владыке Пилипосе восстанавливаются многие монастыри и церкви и много монастырей и церквей строится заново, о чем рассказывает историк Аракел, — в это время в селе Мугни старанием и иждивением вардапета Мартироса, уроженца этого села и настоятеля монастыря, ремонтируется и восстанавливается также монастырь св. Георга. Тогда католикос Пилипос в честь св. Георга, а также как пособие вардапету Мартиросу на его расходы безвозмездно дарует мульк этого села Мугни монастырю св. Георга. Так остается и поныне.

Но в дни католикоса Акопа Джугаеци, когда настоятелем монастыря был вардапет Давид, какой-то ереванский мусульманин по имени Абдул-Баги, сын Али-Дости, идет и подает жалобу шаху Аббасу II, что шесть дангов мулька села Мугни издревле принадлежат ему, но теперь эчмиадзинский халифа [то есть католикос] незаконно завладел и пользуется им. Это происходит в 1071 году мусульманской эры. Шах приказывает ереванскому хану Наджаф-Кули рассмотреть это дело, и если жалобщик прав, то отдать ему мульк этого села. В это время названный Абдул-Баги умирает, и его намерение остается неисполненным. Но спустя 15 лет жена Абдул-Баги по имени Шахрибан назначает поверенным своего брата Юсуфа, который возбуждает иск против настоятеля монастыря вардапета Давида. Оба отправляются в Ереван в суд. Судья, то есть шейх-уль-ислам, требует у мусульманина Юсуфа свидетелей, но Юсуф не может их представить. Тогда судья обращается к вардапету Давиду, требуя доказательств и присяги. Вардапет Давид под присягой, с предъявлением большой купчей католикоса Григора доказывает, что мульк этого села издревле принадлежал Эчмиадзину. Вследствие этого шейх-уль-ислам гонит прочь Юсуфа и женщину Шахрибан, а вардапету Давиду дает письменное удостоверение, что шесть дангов мулька села Мугни издревле принадлежат Эчмиадзину. Это происходит в 1086 году мусульманской эры. Удостоверение найдешь по реестру под № ...

В 1209 (1760) году настоятель этого монастыря подлый вардапет Александр тайно от католикоса Акопа Шемахеци [190] отдал мульк этого села как взятку Ибрагим-аге, назиру 117ереванского хана Хусейн-Али, чтобы тот заступился за него. И тот пользовался этим мульком до 1217 (1768) года. Мы же, представив большое вакуфное свидетельство католикоса Григора Маквеци, доказали, что мульк этого села принадлежит нам, и; вернули его. (Смотри главу о селе Аштарак.)

Должно знать и то, что в смутное время армяне, жители этого села, покинув село, пришли и поселились в стенах монастыря св. Георга, [жили там] в течение двадцати с лишним лет, и монастырь и св. церковь наполнили нечистотами. Мы с божьей помощью удалили их из монастыря и водворили снова в селе Мугни, отпустив им денег на расходы и лес для постройки домов. А монастырь в 1217 (1768) году мы очистили, восстановили и заселили братией во славу божью и в честь св. Георга.

7. О селе Дибаклу, по-армянски Сант, в Ереванской области, в Абаранском округе, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу

В 1131 (1682) году, мусульманской эры в 1094, когда католикос Акоп Джугаеци отправился в Константинополь, где и скончался, один мусульманин из племени каджар по имени Аллах-верди, сын Хаджи-Беклу-Шах-гельды незаконно присваивает мульк этого села так же, как и [мульк] сел Кирашлу и Кешишкенд, что мы указали в главе о Кирашлу, и один год пользуется им. Но ключарь св. Престола вардапет Степанос совместно с остальной братией подает жалобу ереванскому хану, отнимает село у этого мусульманина и через шейх-уль-ислама отбирает у Аллах-верди бесспорную подписку, что он больше не будет касаться этих сел. Подписку найдешь по реестру под № ...

Когда св. Престол купил шесть дангов мулька этого села Дибаклу, то получил также купчую крепость на него, по которой сыновья Вали-аги из Гуйли-хасарлу — Махмад [-ага] и Ахмед-ага — продали его в 993 году мусульманской эры Ибрагим-халифе, сыну халифы Алпавуд-Халила, за 7 туманов. В этой [купчей] обозначены границы этого села: Армуд-агаджи, Иланлу, Гузулу-дара и Кара-таш в Абаранском округе. Найдешь по реестру под № ...

Другой документ с печатями о принадлежности шести дангов мулька этого села св. Престолу мы имеем от диванагиров Надир-шаха. [В нем удостоверяется], что шесть дангов мулька [191] сел Эчмиадзина, Ошакана, Франканоца, Мастары, Кирашлу, Дибаклу и Кешишкенда принадлежат Эчмиадзину. Подробности об этом найдешь в главах об Эчмиадзине [Вагаршапате] и Кирашлу.

8. О селе Кешишкенд, иначе называемом Айдин-Давриш и Халабикенд, в округе Кырх-булаг, смежном с округом Абаранским, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с изложением обстоятельств

Это село когда-то принадлежало одному мусульманину по имени Гул-Фахрад-ага. У его сына Гул-Исмаил-аги католикос Акоп Джугаеци купил в 1082 году мусульманской эры шесть дангов мулька этого села за 2 тумана. Купчую найдешь по реестру под №...

В 1148 году мусульманской эры вышеупомянутый католикос Абраам Кретаци подает прошение насильнику Надир-шаху: “Св. Престол владеет семью селами, платящими ему мульк. Их названия: Эчмиадзин [то есть Вагаршапат], Ошакан, Франканоц, Мастара, Кирашлу, Дибаклу, Чалабикенд, или Кешишкенд. Просим одарить нас рагамом, чтобы никто не трогал наших сел и наших мульков”. Надир-шах пишет нужное приказание на этом же прошении, сверху. Найдешь по реестру.

В 1151 году мусульманской эры мирвеизы 118 Надир-шаха это село обозначают под именем Чалабикенд. Налог с него определен в 16 тысяч дианов и 4 аббаси. Дымов тогда было восемь. Эту запись найдешь в реестре.

Спустя несколько лет в отсутствие католикоса Акопа в Престоле тот же Гул-Исмаил-ага подает жалобу Сефи, хану Еревана, что мульк Кешишкенда принадлежит ему, а эчмиадзинский халифа [то есть католикос] незаконно завладел им. Хан на полях прошения пишет вызов со своей печатью на имя ключаря, чтобы тот явился на суд с истцом. Ключарь идет в суд, кое-что дает Исмаилу и отнимает у него прошение с отметкой и печатью хана. Найдешь по реестру под № ...

Купив мульк этого села, наши блаженные католикосы отобрали у продавцов также старую купчую, в которой были обозначены границы села: Армуд-агаджи, Иланлу, Гузулу-дара и Кара-таш. По этой купчей один армянин по имени Фархадин продает в 980 году мусульманской эры шесть дангов мулька этого села мусульманину халифе Ибрагим-беку, сыну Якуб-аги, за 6 туманов. Ее найдешь по реестру под № ... Другие сведения об этом селе смотри в главе о селе Дибаклу. [192]

9. О селе Норагюг в Ереванской области, в округе Кырх-булаг, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, как и когда приобретены

Первоначально шестью дангами мулька этого села владел один ереванец, ходжа Сет. Ему же принадлежали в этой области шесть дангов мулька сел Норагюг и Норк, четыре с половиной данга мулька села Егвард, шесть дангов мулька села Яйджи в Цахкуняцдзоре [Дарачичаге], шесть дангов мулька села Гёлкенд, четыре с половиной данга мулька села Амири в Гегаркуни. Кроме того, у него было еще много виноградников, мельниц, крупорушек, домов и других мульков. Большинство из них св. Престол приобрел у его сыновей и внуков, частично за деньги, частично по завещаниям. Обо всем скажем в своем месте. У этого Сета было два сына — ходжа Акопджан и Григор. У Акопджана был сын Саркис (по-турецки его звали Маншур или Сару-хан), а у Григора был сын калантар Саак. Мы их назвали потому, что католикос Акоп купил у них мульки, о которых скажем потом. Сын этого Сета Акопджан был человек благочестивый, набожный, наделенный всякими божьими дарами. Безвозмездно, в память о себе, он отдает в 1069 году мусульманской эры и в 1109 (1660) году нашей эры в вакф св. Престолу все шесть дангов мулька этого села Норагюг через католикоса Акопа Джугаеци. Вместе с тем передает в вакф св. Престолу в память [о себе] четыре с половиной данга мулька села Егвард, а также один виноградник в городе Ереване под названием Мысрханенц-айги, граничащий с дорогой, вакуфным виноградником св. Престола, горой и виноградником Амир-бека; еще другой виноградник в Дзорагюге под названием Торосенц (границы его проходят через канал, отведенный от реки Занги, и виноградники поселян Дзорагюга). Также подарил мельницу в Дзорагюге под названием Гарнукенц, которую окружают: мельничный канал, мельница Казара и дорога. Все, что мы перечислили, этот Акопджан отдает в вакф св. Престолу в память о себе, составив на турецком языке законные купчие крепости в двух экземплярах. Затем предлагает поставить печати многим знатным мусульманам и армянам, а также своим детям и родственникам, т. е. Саркису, по прозвищу Сару-хан, и другим, и сам лично пишет и скрепляет своей печатью, что все это он отдал в вакф св. Эчмиадзину по своей доброй воле через католикоса Акопа с тем условием, чтобы извечно по субботам и воскресеньям во время св. литургии упоминали его и его [домашних]: “Если кто-нибудь из моих родственников вступит в спор и пожелает взять это [имущество] обратно, пусть будет проклят 350 иерархами [Никейского собора]”. [193]

Да будет благословенна его память! Эти две купчие найдешь по реестру под № ... Обе купчие, как мы сказали, одинакового содержания, но имеющая № ... содержит больше печатей, более красиво выглядит и. имеет большее значение, чем другая под № ...

10. О селе Норк в Ереванской области, в Кырхбулагском округе, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, как и когда приобретены

Это село первоначально принадлежало вышеназванному ереванскому жителю парону Сету. У него был сын, благочестивый Акопджан, а у последнего — Саркис, который принял мусульманство и стал называться Сару-ханом. Этот Сару-хан в 1085 году мусульманской и в 1123(1674) году нашей эры продает шесть дангов мулька этого села католикосу Акопу Джугаеци за 55 туманов. Его границами являются: Кызыл-тапа, ереванский канал, отведенный от реки Кырх-булаг, мельницы ходжи Григора и река Кырх-булаг. Купчая внесена в реестр под № ...

Но до этой покупки тавризский житель Али-Дост, сын Ахмед-бека, и ереванский житель Мухаммад-Садык, сын Муслума, и Мухаммад-Максуд продали шесть дангов мулька этого села в 1027 году мусульманской эры мирзе Назргену, сыну Амиргуне-хана, за 9 туманов и 2 тысячи дианов. Эту купчую найдешь по реестру под №..., ибо, когда католикос Акоп купил мульк этого села, он отобрал также эту старую купчую.

11. О селе Егвард в Ереванской области, в округе Кырх-булаг, четыре с половиной данга мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, когда и как приобретены

В главе об обстоятельствах приобретения Норагюга мы уже говорили, каким образом перешли к св. Престолу четыре с половиной данга мулька этого села Егвард. Ибо благочестивый Акопджан, сын парона Сета, вместе с шестью дангами мулька Норагюга отдает в вакф св. Престолу навечно в память [о себе] также и четыре с половиной данга мулька этого села. На оба [дара составлена] в 1069 году мусульманской эры одна купчая и вакуфное свидетельство в двух экземплярах. Их найдешь по реестру под № ... [194]

Но перед этим владельцем был мусульманин Мурад-бек, назначенный от казны векилем [Ереванской области]. Полтора данга мулька этого села Егвард принадлежало ему, в то время как четыре с половиной данга мулька принадлежали ход же Акопу. Этот Мурад-бек насильственно отнимает у Акопджана его четыре с половиной данга мулька, говоря, что все шесть дангов мулька этого села принадлежат ему. Вследствие этого ходжа Акопджан отправляется в Исфаган и подает прошение шаху Аббасу II, предъявляя свои бесспорные купчие и другие письменные удостоверения [своих прав]. Шах. пишет рагам ереванскому хану, чтобы он отнял у Мурад-бека принадлежащий Акопу мульк и отдал последнему. Но когда Акоп вернулся, в Ереван был уже назначен другой хан. Акоп вторично отправляется в Исфаган и снова получает от шаха рагам на имя нового хана. Он возвращается в Ереван с этим: указом и в силу царского приказания и письменного распоряжения завладевает своим мульком. Шейх-уль-ислам дает Акопу бесспорный худжет за своей и хана печатями, в котором свидетельствует, что четыре с половиной данга мулька Егварда принадлежат Акопджану. Он написан в 1064 году мусульманской эры. Его найдешь по реестру под № ... Так как Акопджан пять лет спустя эти четыре с половиной данга мулька отдает в вакф св. Престолу, как уже было сказано, то вместе с вакуфным свидетельством отдает св. Престолу также и это удостоверение (“так что даже было забыто, что оно было мульком-деревней св. Престола”).

Это село Егвард во время персидского владычества, до завоевания нашей страны турками, персидские ханы отняли у св. Престола и присвоили себе, называя его “халиса” 119. Благодаря беспечности наших католикосов и неблагоприятным обстоятельствам того времени село оставалось в их владении около пятидесяти лет (немного больше или меньше), и все даже забыли, что оно принадлежало св. Престолу. Об этом никто не знал как среди духовенства, так и среди светских [людей]. С прекращением же Персидского царства оно пришло в полный упадок и совершенно опустело на несколько лет. Но в 1217 (1768) году, когда ереванский хан Хусейн-Али приступил к восстановлению [страны], мы показали ему вакуфное свидетельство Акопджана, доказали принадлежность этого села св. Престолу и с помощью бога завладели в числе других и этим селом, четыре с половиной данга мулька которого в настоящее время принадлежит св. Престолу. Смотри главу о селе Аштарак. [195]

12. О селах Яйджи и Амиригюг; первое находится в Ереванской области, в округе Дарачичаг, и шесть дангов его мулька принадлежат св. Престолу; второе находится в округе Гегаркуни, и четыре с половиной данга его мулька принадлежат св. Престолу; с изложением, как и когда приобретены

Как мы выше сказали, оба эти села принадлежали ходже Сету из Еревана. Его наследниками были сын Григор и сын последнего калантар Саак. Этот калантар Саак в 1071 году мусульманской и 1109 (1660) 120 нашей эры продает католикосу Акопу Джугаеци за 30 туманов мульки обоих этих сел, а именно: шесть дангов мулька села Яйджи и четыре с половиной данга мулька Амиригюга; еще одну мельницу в Дзорагюге в [следующих] границах: река Занги, мельничный канал, мельница Ованеса и мельница Григора; еще один дом с пристройками и с 40 карасами * (см. прим. 157) в Норагюге. Купчую найдешь по реестру под № ... Но перед этим турки завоевали Ереван и ереванского хана Тахмасп-Кули, сына Амиргуне-хана, отослали в Константинополь. Спустя год приходит шах Сефи, отнимает Ереван у турок и, возвратившись в Исфаган, отправляет в Ереван некоего бека по имени Полад для составления описи мульков и других имуществ Тахмасп-Кули-хана. В это время по наущению некоторых завистливых мусульман Полад-бек эти три села, то есть Норагюг, Яйджи и Гёлкенд, вносит в опись, как будто они составляют мульк Тахмасп-Кули-хана, между тем как они принадлежали ходже Сету, как уже было сказано. За сим в Ереване садится ханом некто Махмад-Кули, который захватывает мульки этих сел и пользуется ими в продолжение нескольких лет как казенным содержанием. Лишь впоследствии, во времена шаха Аббаса II, сын ходжи Сета Акопджан отправляется в Исфаган и, предъявив достоверные документы и купчие крепости, подает прошение шаху, что мульки этих трех сел принадлежат ему, но хан Махмад-Кули завладел и теперь пользуется ими. [При этом] он указал, сколько лет это продолжается и каковы доходы с этих сел. Шах пишет ереванским вельможам (“знатные”) и судьям: “Кто из зависти дал внести в опись эти села, с того взыскать в пользу казны доходы с этих сел за столько лет, [сколько он, то есть Махмад-Кули], пользовался ими. [Дело же о селах расследовать] и, если они в самом деле принадлежат ходже Акопджану, то доложить нам правду”. По получении этого приказания судьи и вельможи [196] Еревана, разобрав дело, удостоверяются, что села в самом деле принадлежат Акопу, и докладывают шаху, что мульки этих трех сел действительно принадлежат Акопу. На основании этого шах дает рагам ходже Акопу, чтобы он завладел своими мульками. Когда затем ходжа Акоп отдает Норагюг в вакф св. Престолу, а его племянник калантар Саак, как мы уже сказали, продает мульки сел Яйджи и Амиригюг католикосу Акопу, католикос при покупке просит уступить ему для верности и вышеупомянутый рагам в качестве купчей. Но так как в указе был упомянут также Гёлкенд, не принадлежащий св. Престолу, то вышеназванный Сару-хан, сын Акопа, не уступил рагам а католикосу Акопу, а через шейх-уль-ислама и за его печатью изготовил его копию и вручил католикосу Акопу, оставив подлинный рагам у себя. Копию этого рагама, написанную в 1058 г. мусульманской эры, найдешь по реестру под №...

13. О селе Меликгюг в Абаранском округе, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, когда и через кого приобретены

Село это находится в Абаранском округе. Некий мусульманин Реза-Кули, сын халифы Алпавуд-Ибрагима, продает в 1075 году мусульманской эры шесть дангов мулька [села] нашему католикосу Акопу Джугаеци за 2 тумана. Его границы составляют: Баш-Абаран, дорога в Грузию, Таш-бурун и река Джангик. Купчую найдешь по реестру под № ...

14. О селе Батриндж в Ереванской области, в округе Корпи, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу

Первоначально шесть дангов мулька этого села католикос Григор Маквеци покупает в 835 году мусульманской эры у Амир-Рустама за 1160 динаров. Большую купчую крепость на него найдешь по реестру под № ... О [мульке этого села] мы упомянули в главе об эчмиадзинском селе. Но со временем, вследствие возникших в стране смут, мусульмане незаконно завладели мульком этого села, равно как и [мульками] других шести сел, о чем мы оказали выше. Затем в 1066 году мусульманской эры католикос Акоп Джугаеци снова покупает один данг мулька [этого села] у Байрам-бека, сына Шах-Ахмада, за 16 тысяч дианов. Купчую на него найдешь по реестру под № ... Старую купчую на него найдешь по реестру под № ... По этой купчей Реза-Кули-ага, сын юзбаши 121 Ибрагима, продал это село упомянутому Байрам-беку в 1064 году мусульманской эры. В реестре найдешь под № ... еще более древнюю купчую, по которой Алиджан-бек, сын Хусейн-бека, [197] продал в 985 году мусульманской эры Ибрагим-беку, сыну Якуб-бека, три данга мулька этого села за 4 тумана. В этом селе, кроме мулька, св. Престол владеет также покосом и выгоном для скота. Это село служило нашим католикосам дачей и местом отдохновения в период летней жары. Мусульмане-кочевники с разных сторон пригоняли иногда свой скот на пастбища этого села, стравливали траву и посевы. Но католикос Акоп совместно с жителями окрестных сел дважды подавал прошения шаху Аббасу II и получил у него рагамы, благодаря которым прогнал [из этой местности] этих вредоносных мусульман. Рагамы найдешь под № ... Из записи в реестре видно, что они написаны в 1060 и 1061 годах мусульманской эры 122. Таким же образом во времена католикоса Александра Джугаеци кочевники из мусульманского племени кюраканлу расположились в этом селе и стали скармливать своему окоту посевы и траву. Тогда католикос Александр вместе с окрестными поселянами пишет прошение шаху Султан-Хусейну и, получив у него рагам, прогоняет их. Рагам написан в 1124 году мусульманской эры. Его найдешь по реестру под № ...

15. О селе Бохенис, по-турецки Чашурлу, которое находится напротив крепости Амберт в Ереванской области, в округе Карпи, и шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу; с указанием, как и когда приобретены

Село это жители его давным-давно отдали по собственной воле в вакф св. Престолу, обязавшись уплачивать ему шесть дангов мулька 123. Но в смутные времена, при оскудении св. Престола сельчане иногда, может быть, из нужды, не давали мулька или задерживали [плату]. Впоследствии, во времена католикоса Акопа Джугаеци, жители этого села, собравшись на сходку, по его увещеванию снова подтвердили обет своих предков и шесть дангов своего мулька вернули св. Престолу. С этой целью они составляют на турецком языке бесспорный худжет, вроде купчей крепости, и пишут вакуфное свидетельство на имя св. Престола, в котором все село свидетельствует: “От предков наших мы слышали и видели, что наше село было отдано в вакф св. Эчмиадзину; посему и мы отдаем. Если кто-нибудь из нас или после нас будет это оспаривать или препятствовать этому, тот должен считаться неправым и не заслуживающим внимания”. Этот акт составлен в 1071 году мусульманской и [1109 (1660)] нашей эры. Найдешь по реестру под №... [198]

16. О селе Цопанис в округе Карпи, в Ереванской области, мульк которого принадлежит св. Престолу; с указанием, как приобретен

В 1136 (1687) году, в дни католикоса Егиазара, один мусульманин по имени Хаджи-беклу-Юсуф-ага предъявляет св. Престолу иск на это село, утверждая, что это его мульк и принадлежит ему. Заместитель [католикоса] в св. Престоле вардапет Петрос идет с ним в мусульманский суд и доказывает его неправоту. Все-таки он дает ему 35 сомаров пшеницы и ячменя и через шейх-уль-ислама отбирает у него подписку, что мульк села Цопанис принадлежит Эчмиадзину и он никаких прав на него не имеет. Подписка написана в 1099 году мусульманской эры; ее найдешь по реестру под № ...

Следует сказать, что в 972 году мусульманской эры некто Едгар, сын Баби, продает полтора данга мулька этого села мулле Аман-Аллаху, сыну муллы Юсуфа из Хамадана, за 8 тысяч дианов. Купчую этой продажи найдешь по реестру под № ... В ней указаны границы этого села: с одной стороны село Агарак, с другой — ущелье реки Амберт, с третьей — виноградники Бюракана, а с четвертой — каналы, [подводящие воду к] мельницам этого села. Когда мы купили ... данга мулька этого села, то мы взяли и эту старую купчую.

17. О селе Кара-коюнлу, иначе называемом Елкясан, в округе Гарни, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу

Село это принадлежало некоему армянину по имени ходжа Сукиас. Этот Сукиас по какому-то делу идет в Шемаху и там остается. Член братии св. Престола вардапет Акоп, сын Тасалу из Джульфы, ставший затем католикосом, в дни католикоса Пилипоса встречается с этим Сукиасом в Шемахе и там же покупает у него шесть дангов мулька этого села за 22 тумана. Купчая крепость на турецком языке была написана в Шемахе в 1061 году мусульманской эры; ее найдешь по реестру под № ... Границы села: река Аракс, село Гуйлухасар, село Алибабат и село Имамшарлу.

18. О селе Аштарак в округе Карпи, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу

Это село — одно из тех семи сел, которые купил католикос Григор Маквеци у Амир-Рустама и превратил в вакф св. Престола, как мы сказали в главе о мульках св. Престола. Следует заметить, что хотя католикос Григор Маквеци при [199] покупке этих сел, то есть нашего — Эчмиадзина, Аштарака, Батринджа, Норагавита, Агавнатуна, Кирашлу и Мугни, приложил все старания и [проявил] предусмотрительность, обеспечив покупку бесспорным вакуфным свидетельством, [но все было напрасно]. Какие произошли события, каково было состояние страны и св. Престола начиная от сего католикоса до католикосов Мовсеса и Пилипоса — об этом мы говорили много раз, и подробно можешь прочитать у историка Аракела. За все это время св. Престол находился как бы в агонии; нет ничего удивительного, что и его мульки незаконно были захвачены и присвоены чужими. Хочу сказать, что в это время упомянутые села также были отняты мусульманами у Престола. Но затем благодетели, католикосы Пилипос и Акоп, в свое время, с величайшим трудом, едва сумели вернуть Престолу из тех семи сел лишь эти три, а именно село Эчмиадзин, Мугни и Кирашлу, как сказано в своем месте, по несколько раз платя за них, доставая шахские указы и преодолевая многие затруднения. А села Аштарак, Норагавит, Батриндж и Агавнатун с тех пор и вплоть до наших дней оставались в руках мусульман и о них совершенно забыли в св. Престоле. Память о них до такой степени исчезла, что как монастырские люди, так и местные жители могли без всякого сомнения и в полной уверенности клясться, что эти села никогда не принадлежали св. Престолу; а большое вакуфное свидетельство, как ничтожная, ненужная вещь, было заброшено неизвестно куда. Такое же положение было с селом Егвард и его вакуфным свидетельством, о чем мы сказали вкратце ранее. В последнее время мусульмане захватили также и село Мугни, как выше оказано в главе о нем, а Кирашлу было заброшено и обезлюдело; и это [продолжается] до настоящего времени. Так что в наше время, когда наше ничтожество заняло престол, св. Престол владел лишь мульком нашего села — Эчмиадзина.

Мы однажды пригласили Хусейн-Али, хана ереванского, в Престол как будто для того, чтобы оказать почтение. Когда он приехал, мы, оставшись с ним вдвоем, показали ему большое вакуфное свидетельство католикоса Григора и вакуфное свидетельство на село Егвард и разъяснили обстоятельства [дела]. По милости бога, в руках которого лежат сердца властителей, хан смягчился и те села, которые находились в его владении, мульки которых получал он сам, вернул нам надежной грамотой. Это села Аштарак, Егвард, Мугни и Кирашлу (последнее хотя находилось в нашем [200] владении, но было заброшено, и мы его тоже ввели в список, чтобы не потерять [окончательно]. Эти села хан поименно перечисляет в своей бумаге, говоря, что он лично видел вакуфные свидетельства наши и удостоверился, что они издревле составляют вакф Эчмиадзина. На этой подписке он ставит свою печать, предлагает также шейх-уль-исламу и другим знатным лицам поставить свои печати и в 1282 году мусульманской — 1217 (1768) году нашей эры вручает нам [грамоту] об упомянутых селах. Ее найдешь по реестру. Ее надо бережно хранить, так как это чрезвычайно важный документ.

19. О селе Агунатун [Агавнатун] в округе Карпи, шесть дангов мулька которого принадлежат св. Престолу

Это село — одно из тех семи, которые купил католикос Григор Маквеци и записал в вакф св. Престола, как оказано в главе о мульке нашего села Эчмиадзин. Оно тоже, наряду с другими селами, было отнято у Престола, и память о нем исчезла. Но в 1217 (1768) году мы его взяли обратно у ереванского жителя Сулейман-бека каджара и возвратили св. Престолу, получив у Сулейман-бека подписку со многими печатями в том, что он видел вакуфное свидетельство и, убедившись, что село принадлежит Эчмиадзину, вернул его владельцу. О нем мы упоминали и в главе об Аштараке. Подписку найдешь по реестру под № ...

20. О селе Норагавит в округе Кырх-булаг

21. О селе Бюракан в округе Карпи

22. О селе Хаджилар в округе Карпи

Комментарии

106. Парон искаженная форма слова “барон”, которое вошло в армянский язык в Киликии со времен крестовых походов. Первоначально так называли князей — крупных феодалов. С течением веков значение этого термина изменялось, и паронами стали называть средних и мелких феодалов. В дальнейшем это слово стали употреблять перед именем для выражения особого почтения; так оно употреблено и в данном месте. В настоящее время “парон” значит “господин”.

107. Прим. ред. А. Д. Папазяном установлено, что этот Рустам происходил из княжеского рода Орбелянов и является сыном Бешкена Орбеляна и внуком Смбата Орбеляна. Авторы публикации некоторых архивных документов, где упоминается этот Рустам, имя *** — читали как *** — Мишкин, а в “Джамбре” это же имя (Бешкен) передается в форме *** — Амиршкеан. Рустам сыграл немалую роль в хозяйственном усилении Эчмиадзина. (А. Д. Папазян, Аграрные отношения в Ереванском ханстве в XVII веке, рукопись кандидатской диссертации, стр. 69—71, 74—75).

108. В этом месте в тексте пропуск (стр. 103). Напечатано: “***”. Мы восстановили чтение “***” — “эта грамота, подписка”.

109. Хасл, хасил (араб.) — продукт, урожай, доход с земли.

110. Халвар в окрестностях Еревана был равен 10 сомарам, сомар — 10 литрам, литр— 12 фунтам. Следовательно, сомар равен 3 пудам, а халвар — 30 пудам. В других областях сомар весил гораздо больше — до 18 пудов.

111. Диванагир (***) — “писец дивана”. Как здесь, так и в других местах автор этим словом называет чиновника финансового ведомства, который составлял опись сел, пашен, виноградников, скота и других имуществ для определения размера причитающегося с них государственного налога.

112. 1500 сомаров (если принять сомар равным 3 пудам) составляет 4500 пудов. Считая, что на гектар требуется в среднем десять пудов семян, находим, что площадь пахотных земель Эчмиадзинского монастыря, объявленных магафом, составляла около 450 га. Таким образом, сомар мог являться не только мерой веса, но и мерой площади.

113. Тугра — монограмма, составленная из букв имени султана. Ее ставили в заголовке султанских фирманов и дипломов в качестве печати. Следовательно, у каждого султана была своя собственная тугра.

114. Есаул (турецк.) — всадник на службе гражданского начальника, исполняющий различные поручения.

115. Ходжа (перс.) — господин, домохозяин, богач, владетель. В армянском языке в персидской Армении и в армянских колониях в Персии это слово означало “богач”, “купец” и, кроме того, употреблялось как почетное прозвище, особенно в применении к купцам. В турецкой Армении в том же смысле употреблялось слово “ага”.

116. Новруз, Ноуруз (перс.) — букв. “новый день”. Первый день персидского нового года. Так как персидский год начинается с весеннего равноденствия, то Ноуруз приходится на 21 или 22 марта.

117. Назир (перс.) — управитель, управляющий хана или вообще полицейский служащий.

118. Мирвеиз (***) — неизвестное слово. Издатели текста полагают, что это слово происходит от “мюмеиз” (***) — следователь. В данном месте мирвеиз — то же, что диванагир: финансовый чиновник, описывающий облагаемые налогом имущества.

От ред. На стр. 143 текста Симеон Ереванци слово “мирвеиз” объясняет армянским словом “горцакал” (***) т. е. агент, представитель, управляющий: "***"

119. Халиса, халисе (перс.) — казенный, удельный.

120. В тексте была пропущена дата по армянскому летосчислению.

121. Юзбаши (тюрк.) — глава сотни, сотник.

122. “Из записи в реестре видно...” В тексте здесь стоит не вполне понятная нам фраза”: “***” (стр. 126). Перевод приблизительный.

123. Прим. ред. “***” (стр. 126). Очевидно, здесь мы встречаем случай коммендации крестьян феодалу. И. П. Петрушевский писал: “Можно предполагать, что в отдельных случаях переход крестьянских мульков — земельных угодий свободных крестьян — в руки крупных землевладельцев совершался путем своего рода коммендации, юридически добровольной, фактически вынужденной, при которой крестьяне передавали землевладельцу вместе с мулькдарским правом на свою землю и долю поземельной ренты (бахры) с нее и свою свободу” (“Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв.”, Л., 1949, стр. 244).

О коммендации имеется весьма любопытное сообщение в “Памятной книге” Симеона Ереванци. 25 сентября 1767 г. секретарь Симеона Ереванци записал о селении Астапат: “***”, (*** VIII, *** I 1):

“Крестьяне села Астапат, желая освободиться от незаконных налогов и сатриата, свою мульк-деревню, которая была халисе, передали [*** — букв. “продали”] родственнику нахичеванского хана Хаджи-хану, рассчитывая, что он, быть может, освободит их от сатриата. Но в дальнейшем, увидев, что все это кончится плохо, отказались от своего решения и потребовали у Хаджи-хана вернуть обратно подписанную [ими] бумагу [о передаче мулька]. Но тот не отдал бумагу, приведя разные причины и говоря, что он ее потерял. И когда он отправился в Шираз к Керим-хану, его родственники и жена решили гнать их [крестьян] на работу насильно. По этой причине [крестьяне] обратились к св. католикосу, просили его помочь им и написать Рахим-хану, который ныне является властителем Нахичевана, чтобы он освободил их” (“Архив армянской истории”, т. VIII, стр. 1).

Таким образом, в документе указаны две причины “добровольной” отдачи деревни в мульк феодалу: а) взимание незаконных налогов и б) сатриат (***).

 

Текст воспроизведен по изданию: Cимеон Ереванци. Джамбр. Памятная книга, зерцало и сборник всех обстоятельств Святого престола Эчмиадзина и окрестных монастырей. Изд. восточной литературы. М. 1958

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

<<-Вернуться назад

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.