Мобильная версия сайта |  Подписка на новости

VashAktiv.Ru - Мир вечных ценностей и драгоценностей


» Драгоценные камни - Русские придворные ювелиры

Общие сведения о фирме Фаберже, русских придворных ювелирах и их изделиях

Среди получивших широкую известность крупных русских фирм конца XIX начала XX века особое место занимает петербургская фирма Фаберже, изделия которой поражают виртуознос­тью исполнения и оригинальностью замысла.
Предки основателя фирмы Фаберже в XVII веке покинули Францию и поселились в Пернау (Эстония), а в начале XIX века Густав Фаберже переехал в Петербург, где в 1842 году открыл ювелирную мастерскую. Его сын Петр-Карл Фаберже родился в 1846 г. Он получил специальное художественное образование за границей, учился у мастеров Италии, Англии и Франции. Вернувшись в Петербург в 1870 г. в возрасте 24 лет, Петр-Карл возглавил мастерскую отца, которая в скором времени превратилась в большое предприятие, где работало около 500 рабочих. Были открыты отдельные фирмы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. Многие петербургские небольшие мастерские, возглавлявшиеся такими исключительно талантливыми ювелирами, как Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Коллин и др. начали работать на фирму Фаберже и обычно ставили на изделиях свое клеймо рядом с клеймом фирмы. Позднее все эти мастерские были объединены в одном здании, в верхнем этаже которого была расположена студия, где художники создавали новые рисунки для произведений фирмы Фаберже. Хотя в мастерских применялись разнообразные способы художественной обработки драгоценных металлов, все же каждая из них специализировалась на изготовлении определенных изделий, благодаря чему достигалось особенно высокое мастерство. Как правило, мастера фирмы работали на уровне близком к совершенству. Так, например, мастерская Михаила Перхина выпускала безупречно выполненные, превосходные эмалевые изделия. Большая часть широко известных и прославившихся своей неповторимостью «пасхальных сюрпризов» - ежегодных подарков, которые заказывались фирме Фаберже для императорского двора, имеет клеймо М. Перхина.
Эрик Коллин руководил мастерской специализировавшейся на изготовлении тончайших золотых изделий и гравировке по золоту.
Серебряные декоративные предметы и серебряная посуда выполнялись в мастерской Юлиуса Раппопорта.
Петр-Карл Фаберже принимал непосредственное участие в создании ювелирных произведений, часто сам делал эскизы и наблюдал за процессом работы. На Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 г. изделия фирмы Фаберже заслужили золотую медаль. С огромным успехом выступала фирма на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
В начале XX в. фирма Фаберже была настолько популярна, что в 1913 г. был организован конкурс имени К. Фаберже на создание рисунков для предметов из драгоценных металлов, объявленный русским художественно-промышленным обществом. Всего на конкурс поступило 152 проекта, представленных в основном ювелирами и художниками, работавшими на российских фабриках золотых и серебряных изделий.
Если петербургское отделение ориентировалось главным образом на заказы царского двора и его окружения, то в Москве фирма выпускала в большом количестве более скромные серебряные изделия, посуду, столовые приборы и ювелирные украшения, рассчитанные на сбыт в различных слоях общества.
Хранящиеся в собрании Государственного Исторического музея произведения ювелирного искусства, выполненные мастерами фирмы Фаберже, дают возможность оценить по достоинству различные стороны деятельности этого выдающегося предприятия. Наряду с дорогими золотыми предметами с драгоценными и поделочными камнями, в коллекции музея имеются многочисленные бытовые серебряные предметы: солонки, чарки, подстаканники, столовые приборы, настольные блокноты, зеркала, изделия из хрусталя в серебряной оправе и т. п. Все они выполнены с безукоризненной тщательностью, изяществом, художественным вкусом.
В конце XIX в. излюбленным видом декорировки изделий из драгоценных металлов становится эмаль. На металлическую поверхность напаивается орнамент из тонкой гладкой или свитой в веревочку серебряной проволочки, образующей как бы ячейки в виде лепестков, листьев, кругов, полос, завитков, которые заполняются разноцветной эмалью. С большим успехом этот технический прием применялся мастерами фирмы Фаберже. В собрании Исторического музея обращает на себя внимание интересный, необычайно большого размера подстаканник, украшенный многоцветной эмалью по скани. Но все же наиболее характерным для фирмы Фаберже является эмаль по гильошировке (механической резьбе по металлу) - обычно однотонная, прозрачная, покрывающая большие поверхности. В распоряжении мастеров фирмы было несколько сот различных цветов и оттенков эмали. Это давало возможность показать тончайшие переливы одного и того же цвета, которые усиливались различным направлением и глубиной лучей, концентрических кругов, прямых или волнистых линий гильошированного орнамента. Примером великолепного использования эмали могут служить часы работы М. Перхина - строгой формы, в виде правильного треугольника с опаловой эмалью, переливающейся подобно перламутру благодаря просвечивающему сквозь эмаль резному лучу, или круглые и прямоугольные часы с белой и голубой эмалью, также по гильошированному фону, с клеймом Генриха Вингстрема, ученика и преемника М. Перхина.
Эмаль в изделиях Фаберже играет иногда второстепенную роль и употребляется для того, чтобы оттенить красоту драгоценного металла и камня.
В собрании музея хранится выполненная с большим вкусом овальная рамка с миниатюрным портретом Зинаиды Юсуповой (работы В. Зуева). Миниатюра обрамлена двумя веточками ландыша из жемчужин с листьями зеленой эмали. Веточки перевязаны узкой лентой, усыпанной мелкими алмазиками. Белая бархатная подставка, на которой накреплена рамка, подчеркивает ее изящество.
Петербургское отделение фирмы Фаберже принесло всемирную известность русским ювелирным изделиям из поделочных камней - нефрита, малахита, родонита, яшмы, лазурита, обсидиана и др. Каменные изделия фирмы были совсем новым явлением в ювелирном искусстве и завоевали себе заслуженную славу благодаря блестящему качеству работы, умелому выбору камней и их подлинно виртуозной обработке. К концу XIX в. каменные предметы занимали еще сравнительно скромное место среди изделий фирмы. Полудрагоценные и поделочные камни в небольшом количестве применялись для мелких предметов, таких как табакерки, набалдашники для тростей, печаток и лишь иногда для более крупных работ. Большинство каменных работ этого времени исполнялось в мастерской Ф. Ф. Верфеля в Петербурге и на Петергофской гранильной фабрике. К началу XX в. у Фаберже уже имелась собственная камнерезная мастерская в Петербурге, в которой работало около 20 человек, главным образом русских мастеров. Первым руководителем этой мастерской был художник П. М. Кремлев. Среди мастеров-резчиков по камню особенно выделялся екатеринбургский мастер Дербышев, которого фирма Фаберже отправляла для «усовершенствования» в Париж.
Все каменные предметы, выполненные фирмой Фаберже, можно разделить на две группы: с одной стороны, это изделия с серебряными или золотыми оправами и, с другой - выполненные исключительно из камня.
В ювелирных изделиях из поделочного камня очень важно найти правильное соотношение камня и драгоценного металла. Мастера фирмы Фаберже особенно тщательно подбирали оправу, так, чтобы она не играла доминирующей роли.
Высокими художественными достоинствами отличается небольшая прямоугольная коробочка из желтовато-серого агата. Все внимание мастера-художника уделено красоте камня, тончайшим переливам его отполированной поверхности, а количество золота сведено лишь к трем, закрывающим шарниры тоненьким полоскам, усыпанным мелкими розочками и заканчивающимися крохотными сапфирами.
Примером удачного соотношения камня и оправы может служить небольшая изящная брошь из агата с включениями, образующими как бы лесной пейзаж. Легкое обрамление в виде банта из мелких розочек гармонирует с тонким рисунком редкого камня.
В собрании Государственного Исторического музея привлекают внимание большие настольные часы в виде малахитовой колонны, выполненные в мастерской Юлиуса Раппопорта. Украшающие часы золоченые скульптурные изображения всадника-конногвардейца со знаменем в руке и двух пеших гвардейцев с обнаженными саблями хорошо сочетаются с формой постамента, золото гармонирует с густым зеленым цветом малахита, но чудесный рисунок камня несколько теряется из-за большого количества золоченых накладок.
Несколько особняком стоит большая группа совершенно особых предметов, созданных из камня, а именно, - цветов, изготовление которых в начале XX в. заняло в производстве фирмы видное место. Широкую популярность завоевали многочисленные скульптурные фигурки людей и животных, часто дополнявшиеся драгоценными камнями или деталями из золота и серебра. Очень хороши, например, небольшие фигурки слонов, выполненные из аметиста, агата, сердолика и других камней; бегемот из тщательно отполированного темно-зеленого нефрита; носорог из обсидиана.
Мастера фирмы Фаберже применяли и перламутр, особенно для небольших ювелирных поделок, обрамленных узкими полосами драгоценного металла, как например, мундштук, украшенный небольшой изящной змейкой, или портсигар работы М. Перхина, в котором мягкий блеск и переливы перламутра хорошо сочетаются с волнистыми золотыми полосками оправы.
В собрании Государственного Исторического музея выделяются своей особой красотой и деко­ративностью несколько предметов из хрусталя. Это полусферической формы ваза для винограда с орнаментом в виде гладких рельефных косых полос, обрамленная лишь узкой лентой серебра; кувшин для воды со вставкой для льда в гладкой серебряной оправе и спускающимися на хрусталь изящными веточками с ягодами и листьями. Высокого мастерства достигли ювелиры фирмы в искусстве серебряного литья и чеканки. Обращает на себя внимание большой настольный портсигар с рельефной композицией, сюжет которой навеян поэмой Н. А. Некрасова «Мороз-Красный нос». Более высокий рельеф центрального изображения - заснувшая под елью женщина и голова Мороза - плавно переходит в более низкий орнамент фона. Местами на ветках елей виден иней из мелких алмазиков.
В ювелирном искусстве начала XX в. большое и прочное место завоевывает вальцованный орнамент (рельефный рисунок, полученный механическим путем), и на многих произведениях фирмы можно встретить узкие орнаментальные полосы, опоясывающие отдельные части гладких полированных предметов, - это блокноты, подстаканники, солонки и другие изделия, всегда отличающиеся чистотой работы и безупречным техническим исполнением.
Творчество первоклассных ювелиров фирмы Фаберже внесло много нового и ценного в русское ювелирное искусство. Произведения фирмы, получившие всемирное признание еще в конце прошлого столетия, и в наши дни не утратили своего художественного значения.
Болин - фирма придворных поставщиков. Основатель фирмы - бриллиантовых дел мастер Андрей Рёмплер, приехал в Петербург в 1790 году из Саксонии. В 1809 году принял российское подданство вместе с женой и двумя дочерьми Софией и Луизой. В 1810 году родилась еще одна дочь Катерина Ернестина, которая в 1834 году вышла замуж за Карла Эдуарда Болина (1805-1864).
А. Рёмплер состоял с 1790 года оценщиком Кабинета Е. И. В. и имел звание придворного ювелира императоров Павла I и Александра I. После смерти А. Рёмплера в 1829 году делом заведовал его зять, женатый на дочери Софии, ювелир Ян. В 1831 году Карл Эдуард Болин прибыл в Петербург и стал работать вместе с ювелиром Яном в компании «Болин и Ян» (фирма существовала до 1836 года).
В 1836 году в Петербург прибыл младший брат Карла Болина - Генрик Конрад, который работал вместе с Карлом, а в 1852 году переехал в Москву, где основал с англичанином Шанксом фирму «Английский магазин. Шанкс и Болин». Генрик (Андрей) Болин (1818-1888) имел сына Вильгельма (Василия Андреевича), который после смерти отца руководил до 1918 года московским отделением фирмы Болин.
Карл Болин получил в 1839 году звание придворного ювелира, которое осталось за фирмой после его смерти в 1864 году. Дело в Петербурге продолжали Эдуард Людвиг (рожд. 1842 г.), Густав Оскар Фридрих (1844-1916) и вдова. Карл Болин с 1851 по 1864 год состоял также оценщиком Кабинета Е. И. В., был награжден золотыми медалями: на Аннинской и Владимировской лентах.
Старший сын Карла - Эдуард Людвиг состоял оценщиком Кабинета Е. И. В. с 1864 года.
В 1871 году был организован торговый дом «К. Э. Болин», который поставлял изделия до 1916 года. За заслуги перед государством и двором братьям Болин в 1912 году было присвоено звание потомственных дворян, фирма имела мно­гочисленные награды.
 
«Верховцевъ» - фирма существовала с 1790 г. по 1890-е годы. Верховцев Федор Андреевич (1804-1867), в купцах с 1840 года, серебряных дел мастер и основатель мастерской золотых, се­ребряных и бронзовых изделий, специализирующийся на предметах культа, поставщик Двора Е. И. В. с 1871 года, член Ремесленной управы с 1849 по 1853 год, член Приюта принца Ольденбургского с 1861 года. На Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году награжден медалью «за серебряные доски для ковчега с выпуклой резьбой и за достоинство вообще». Дело продолжал сын Сергей Верховцев (1843—1893), купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин и кавалер, окончил Петербургскую Академию Художеств, классный художник, имел звание свободного художника-скульптора, за скульптурные работы награжден серебряными медалями. Занимался производством серебряных изделий, главным об­разом церковной утвари. В 1881 году объем годового производства составил до 50 пудов на 113,5 тысяч рублей, имел 42 рабочих. На выставке 1870 года в Петербурге был награжден серебряной медалью.
 
Верфель Карл Федорович (рожд. 1847 г.), прусский, с 1893 года русский подданный, купец 2-й гильдии, окончил Петербургскую Академию Художеств в 1868 году, специализировался на обработке сибирских камней. По окончании вступил в дело отца, владельца фабрики художественно-бронзовых изделий, основанной в 1842 году. После смерти отца в 1873 году К. Верфель основал фирму «К. Верфель», которая стала заниматься изготовлением бронзовых и каменных изделий, в том числе выполняла мраморные работы для музея Императора Александра III. К. Верфель неоднократно удостаивался высших наград на Всероссийских и международных выставках, с 1895 года придворный поставщик, имел связи с Германией, Англией и Америкой, где сбывал свои изделия через торговые дома. С 1880 года торговал изделиями из камня и малахита под фирмой «Гессерих и Верфель». В 1882 году на Всероссийской выставке фирма заслужила золотую медаль «за прекрасную работу из твердых камней и их применение к предметам, служащим для украшения комнат». По сведениям 1910 года объем производства фабрики составил 100—175 тысяч рублей в год, рабочих 85, имели магазин на Невском проспекте, 36. Заведующим магазином был купец 2-й гильдии Александр Иванович Мейер. По заказам Верфеля и Мейера много моделей выполнил известный скульптор А. Л. Обер, работавший на фирмы Фаберже, Овчинникова и др. По свидетельству главного мастера фирмы Фаберже Ф. П. Бирбаума, до прихода в фирму камнерезов Кремлева и Дербы-шева в 1908 году большинство камнерезных работ для Фаберже выполнял К. Верфель. В 1918 году К. Верфель сотрудничал с академиком А. Е. Ферсманом, А. Фаберже и Ф. П. Бирбаумом в Комиссии производительных сил Академии Наук. К. Верфелю принадлежали большие запасы нефрита в России, которого он, по оценке Ферсмана, за 50 лет добыл около 200 тонн.
 
Ган Карл Август (1836-1899?), австрийский подданный, с 1892 года российский подданный, с 1874 года купец, в 1896 году, уже будучи придворным поставщиком, назначен оценщиком при Кабинете Е. И. В., в 1898 году получил звание потомственного почетного гражданина. По сведениям 1893 года мастерская ювелирных изделий К. Гана основана в 1873 году, занималась изготовлением золотых изделий с эмалью, производство ручное, 30 рабочих, годовой оборот 100 тысяч рублей. В 1897 году К. Ган был награжден орденом св. Станислава 3-й степени. В 1875 году К. Ган проживал в доме Шведской церкви по М. Конюшенной улице, а торговал на Невском проспекте, 26 (в 1911 году помещение магазина перешло фирме А. Тилландер). После смерти владельцем фирмы стал сын Дмитрий Карлович, который в 1903 году получил удостоверение придворного поставщика. В 1900 году при проверке Пробирной инспекцией магазина были обнаружены неклейменые изделия, а также отмечалось, что «магазин торгует золотыми и серебряными изделиями лучших петербургских мастеров, равно и заграничных фабрикантов». С 1892 по 1909 год в фирме работал ювелир К. К. Бланк, с 1909 по 1911 год состоял компаньоном, но после смерти Дм. Гана (1911) фирма прекратила свое существование. Фирма выполнила очень много вещей для Кабинета Е. И. В., специализируясь на орденах с бриллиантами и других изделиях с камнями. Есть сведения, что фирма сотрудничала с фирмой Картье.
 
«Грачевы братья» («Братья Грачевы») - фирма придворных поставщиков с 1892 года, в 1901 году звание поставщик Высочайшего Двора было подтверждено. Фирма основана в 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым, до тех пор работавшим в фирме «Гассе», имевшей магазин на Невском проспекте. Дело продолжили сыновья -Михаил (рожд. 1863 г.), Григорий (рожд. 1868 г.), Симеон (рожд. 1870 г.), другие сыновья были вкладчиками, которые основали фабрику золотых, серебряных и гальванических изделий с годовым оборотом 125 тысяч рублей, 87 рабочих.
Михаил Гавриилович Грачев с 1892 года оценщик Кабинета Е. И. В., в 1889 году награжден золотой медалью на Станиславовской ленте (за участие фирмы на выставке в Копенгагене в 1888 году, в 1897 году присвоено звание потомственного почетного гражданина (и Григорию Грачеву). Симеон Грачев окончил Коммерческое училище д-ра Видемана (его закончил и Агафон Фаберже).
«Григорий Грачев управляет более 10 лет мастерскими фирмы. Михаил и Григорий Грачевы знаниями дела и усердными трудами своими способствовали тому, что художественные произведения их фабрики приобрели большую известность не только в России, но и за границею, где пользуются значительным спросом. Произведения фабрики братьев Грачевых были удостоены наград на выставках в Копенгагене и Чикаго, в Нижнем Новгороде. В 1900 году основан торговый дом «Братья Грачевы».
Фирма имела магазин на Невском проспекте, 34. Фабрика закрыта в 1918 году.
 
Сазиковы - московско-петербургская фирма. «Звание придворного фабриканта серебряных изделий Высочайше пожаловано Игнатию Павловичу Сазикову Государем Императором Николаем I в 1837 году». Магазины и фабрики существовали до начала 1887 года, затем перешли фирме Хлебникова. Фабрика в Москве основана в 1793 году Павлом Сазиковым, искусным гравером. Дело продолжал его сын Игнатий Павлович (1793-1868) -выдающийся русский ювелир и внуки Валентин (1830-1877), Павел (1815-1856), вдова Валентина Игнатьевича - Валентина Павловна и ее сын Павел Валентинович. И. Сазиков, владелец фабрики золотых и серебряных изделий с 1830 по 1868 год. В 1845 году при фабрике было открыто особое отделение для обучения серебряников и золотых дел мастеров на 80 человек. Участник всероссийских и всемирных выставок, начиная с 1-й всемирной в Лондоне в 1851 году, получил мировое признание и первые заказы из-за границы, имел многочисленные награды. И. Сазиков привлекал к работе известных художников и скульпторов, использовал передовой зарубежный опыт и оборудование (первая в России гильоширная машина из Франции в 1843 году). Павел Игнатьевич в 1850 году был удостоен звания неклассного художника; скульптор, исполнял утварь для Исаа-киевского собора по рисункам с древних предметов. Объем производства по данным 1881 года -московская фабрика: 58 пудов серебра, годовой оборот 127 тысяч рублей, 46 рабочих; петербургская фабрика: 67 пудов церковной утвари и столовых вещей, 39 тысяч рублей годовой оборот и 74 рабочих.
 
Губкин Иван Семенович, купец, основатель фабрики серебряных изделий в 1841 году, известной до 1880-х годов, с 1885 года - придворный поставщик. Фирма принимала участие в выставках: 1861 год - Петербург; 1862 год - Лондон; 1865 год Москва. При фабрике были созданы воскресные рисовальные классы. Дело продолжали сыновья Сергей, Дмитрий. Годовой объем фабрики 92тысячи рублей, 30 рабочих.
 
Овчинников Павел Акимович (1830-1888), крепостной князей Волконских, купец, основатель фабрики золотых и серебряных изделий в 1853 году, почетный потомственный гражданин Москвы, гласный Московской городской думы, Купеческой управы, Московского биржевого комитета. Фирма известна до 1917 года. С 1865 года придворный поставщик, звание подтверждалось в 1881 году и в 1896 году. С 1878 года поставщик Двора великого князя Михаила Николаевича. С 1873 года открыто отделение в Петербурге. В 1853 году годовой оборот 250 тысяч рублей; в 1854 году - 1,5 миллиона рублей, 400 рабочих; в 1881 году рабочих 300, из них 130 учеников.
Между 1871 и 1875 годами при фабрике была открыта специальная школа для подготовки мастеров золотого и серебряного дела на 130 человек, которая на выставке 1882 года заслужила серебряную медаль.
Начиная с 1865 года фирма - постоянный участник всероссийских и всемирных выставок, ее изделия всегда были отмечены высшими наградами - золотыми и серебряными медалями, в том числе орденом Почетного легиона (Париж, 1867 г.), Железным Крестом (Вена, 1873 г.) и др.
Изделия фирмы приобрели всемирную известность за возрождение и развитие национального стиля, прекрасное качество, особенно эмалевых вещей. Среди художников, создававших модели, - А. Жуковский, Е. Лансере, Г. Гартман. Дело продолжали сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай. Имели магазин в Петербурге по адресу: в 1874 году - Б. Морская, 35; затем в 1900-1910 годах - Морская ул., 29 (бывший дом Сазиковых). Доверенные лица фирмы в Петербурге - А. А. Львовский, В. А. Кузнецов. Михаил Павлович, старший в деле, умер в 1915 году, Павел Павлович - учился в 1883-1886 годах в Императорском Строгановском училище, Алек­сандр Павлович заведовал фабрикой в Москве, адрес: Таганка, дом Лежнева, магазин - Кузнецкий мост, дом 1-го Страхового Российского общества.
 
«Оловянишникова П. И. сыновья товарищество» - крупнейшее торгово-промышленное товарищество, торговый дом, фабрики в Москве, Ярославле. Основатель фирмы Илья Оловянишников в 1766 году в Ярославле открыл колокололитейное заведение. Фабрика в Москве по изготовлению церковной утвари на Зацепе с 1848 года (в 1912 г. - 52 рабочих). В Петербурге магазин в Гостином дворе с 1902 года. Звание придворного поставщика подтверждено в 1909 году.
 
Постников Андрей Михайлович, купец, основатель фабрики золотых, серебряных и бронзовых изделий в 1868 году. Есть упоминание о фирме Постникова в 1826 году (М. Постников торговал церковной утварью). Фирма известна до 1917 года. В 1870 году при фабрике открыта специальная школа по подготовке мастеров-ювелиров на 47 человек. С 1877 года фирма— придворный поставщик Высочайшего Двора, Двора великого князя Владимира Александровича и великой княгини Марии Павловны, английского короля.
В 1868 году на фабрике работало 63 рабочих, учеников 24, годовой оборот 500 тысяч рублей. При фабрике имелись мастерские - отливная, кузница, особенная отливная, модельная, столярная, отделение поддельных камней. Участник всероссийских и всемирных выставок: 1870 год - Петербург, бронзовая медаль; 1882 год - Москва, золотая медаль; 1873 год - Вена; 1885 год - Антверпен, почетный диплом; 1876 год - Филадельфия. Фирма имела магазин с «большим выбором из серебра - риз, окладов, церковной утвари, складней, блюд, альбомов, бюваров, ваз, часов, кружек, кубков, сервизов». Славилась эмалевыми и скаными работами.
 
Хлебников Иван Петрович (1819-1881), основатель фирмы, фабрики бриллиантовых, золотых и серебряных изделий в 1870—1871 годах. (Есть сведения, что фирма основана на базе ювелирного дела с 1840 года. Отец, П. Хлебников, состоял в купцах с 1832 года). С 1872 года фирма - поставщик великого князя Константина Николаевича; с 1877 года - великого князя Владимира Александровича; с 1881 года имела звание придворного поставщика; известна до 1918 года. После смерти И. Хлебникова основано товарище­ство «Хлебников И. П., сыновья и К°». По данным 1882 года на фабрике работало 200 рабочих, годовой оборот до 300 тысяч рублей, вырабатывалось до 500 пудов серебра, 10 пудов золота, бриллиантов и камней до 600 тысяч. В двух магазинах - в Москве и Петербурге — был «полный выбор всевозможных изделий из серебра, золота, ювелирных вещей, жемчуга и часов на разные цены». Дело продолжали сыновья: Михаил, Алексей, Николай и Владимир (в деле с 1879 года). Начиная с 1873 года, фирма постоянный участник почти всех всероссийских и всемирных выставок, имела многочисленные награды, в том числе золотые медали.
 
Императорское Строгановское училище ведет историю от частной «школы рисования в отношении искусствам и ремеслам», основанной в 1825 году гр. С. Г. Строгановым. В 1843 году она получила статус государственного учебного заведения, с 1860 года - Императорское Строгановское училище технического рисования. С 1867 года Императорское Строгановское училище - участник всемирных и всероссийских выставок, выпускало серебряные изделия.


Если Вы заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


 




Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.